Путінська Росія може стати активніше, Україні потрібні нові союзники - приватна розвідка США
Категорія
Події
Дата публікації

Путінська Росія може стати активніше, Україні потрібні нові союзники - приватна розвідка США

Путінська Росія може стати активніше, Україні потрібні нові союзники - приватна розвідка США
Джерело:  Stratfor

Государства Европы находятся в постоянном движении. От берегов Балтийского и Черного морей до пиков Карпат и гор Кавказа каждая страна между Западной Европой и Россией пересматривает свои позиции во внешней политике в ответ на крупные геополитические изменения.  Украина оказалась в сложной ситуации с точки зрения вопроса западной поддержки, в условиях вероятной активизации РФ Владимира Путина Киеву, вероятно, нужно будет укреплять связи с новыми союзниками.

Об этом пишет американская разведывательно-аналитическая организация Stratfor в своем новом отчете, полный текст которого есть в распоряжении ONLINE.UA.

На западе страны Евросоюза взволнованы раздорами, вызванными голосованием за Brexit и усилением националистических настроений на фоне приближения решающих выборов во Франции, Германии и, возможно, в Италии.

Россия пользуется благосклонностью новой администрации США, которая стремится улучшить отношения с Москвой, чтобы больше сосредоточиться на своих внутренних проблемах. Хотя в большое примирение верится с натяжкой, но даже возможность достижения понимания или перезагрузки отношений с американцами позволила России стать более активной вблизи своих границ.

Все это может спровоцировать крупные геополитические сдвиги на "пограничной" территории. Из-за отсутствия естественных географических барьеров, которые отделяли бы их от Западной Европы и России, эти страны всегда были зависимы от конкуренции между Москвой и Западом. От распада Российской и Австро-Венгерской империй до распада Советского Союза и волны "цветных" революций в постсоветскую эпоху – этим странам не привыкать к крупным геополитическим изменениям и потрясениям.

Читайте также: Есть четыре серьезных угрозы: Forbes дал России зловещий прогноз

И вот снова вокруг пограничных стран усиливаются геополитические ветры. Однако, эти ветры дуют в разных направлениях и каждая из стран, включая Польшу, страны Балтии, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Украину, Молдову, Беларусь и государства Кавказа, реагируют на новые обстоятельства по-разному. Некоторые из них предпочитают налаживать более тесные связи с Россией, другие ставят на интеграцию с Западом, а третьи пытаются балансировать.


Центральная Европа

Страны Балтии и Польша непосредственно открыты к воздействию России. Эстония и Латвия граничат с материковой частью РФ, в то время как Литва и Польша граничат с Калининградом, милитаризованным российским анклавом прямо в сердце "пограничной" зоны.

Эти страны весьма уязвимы к российской военной мощи, о чем свидетельствует их история с 18 по 20-й века, когда они находились под оккупацией России. Совсем недавно гонка вооружений и частые военные учения армии РФ возле их границ вновь показали их уязвимость. Однако Польша и страны Балтии, как члены Евросоюза и НАТО, имеют защиту от России, которой нет у таких стран, как Украина. НАТО недавно усилило эту защиту развертыванием войск альянса в каждой стране на ротационной основе.

Тем не менее, эти страны находятся в сложном положении и не могут рассчитывать на бесконечную поддержку НАТО, в частности, после того, как президент США Дональд Трамп назвал альянс "устаревшим" во время избирательной кампании. Это побудило Польшу и страны Балтии налаживать региональное сотрудничество в вопросах безопасности помимо НАТО, путем расширения военных связей со странами Северной Европы, такими как Швеция и Финляндия, а также с Украиной. Эти усилия в ближайшие месяцы и годы будут увеличиваться, поскольку страны стремятся застраховать себя в случае снижения поддержки других членов НАТО (особенно США).

В то время, как Польша и страны Балтии являются очень уязвимыми для России государствами ЕС и НАТО, такие страны, как Венгрия, Чехия и Словакия имеют менее враждебные отношения с Москвой. Кроме отсутствия общих границ с Россией, эти страны также несколько защищены Карпатскими горами вдоль их северных и восточных границ. В отличие от Польши и стран Балтии, эти страны были под российским влиянием лишь в период со Второй мировой войны и до конца холодной войны.

Венгрия, в частности, призывает к пересмотру связей ЕС с Россией и даже выступает за отмену антироссийских санкций. До сих пор Европейский Союз сохранял единство во время голосования по санкциям, но в этом году готовится самый серьезный тест на сплоченность ЕС по данному вопросу, особенно если США снимут или ослабят свои собственные санкции против России.

Пресс-конференция Владимира Путина с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном 2 февраля 2017 года (Фото пресс-службы Кремля)

Самые южные страны Центральной Европы – Румыния и Болгария – географически меньше всего защищены от России, учитывая их положение на Черном море, где РФ наращивает свои силы. Исторически сложилось, что Румыния имела разногласия с Россией из-за влияния на Молдову. У Болгарии пока не было таких территориальных споров с РФ, и поэтому у нее более прагматичные отношения с Москвой.

Румыния рада планам НАТО активизировать свою деятельность и присутствие в Черном море, к чему Болгария отнеслась с меньшим энтузиазмом. Таким образом, можно ожидать, что Румыния расширит свое взаимодействие с НАТО в области безопасности, а также с региональными партнерами, такими как Польша, в то время как Болгария будет добиваться более тесного сотрудничества с Россией.

Читайте также: Действия Путина грозят ему сепаратизмом и развалом РФ — российский политолог

Восточная Европа

Дальше на восток картина становится более сложной. Не имея практически никаких барьеров, отделяющих их от России, Украина, Молдова и Беларусь еще более подвержены опасности, чем страны Центральной Европы. Эти страны исторически намного более интегрированы с их большим восточным соседом и не входят в ЕС или НАТО. Это означает, что их затронули геополитические изменения, которые сейчас происходят на Западе.

Страна, которой больше всех есть из-за чего волноваться, – это Украина, которая имеет протяженную границу с Россией и является самой стратегически ценной страной для Москвы и Запада на постсоветском пространстве.

После Евромайдана в 2014 году, который привел к смене пророссийского президента на прозападную власть, Украина полагается на поддержку Европы и США в противостоянии с Россией. В результате Москва аннексировала украинский полуостров Крым и поддерживает пророссийских боевиков на востоке Украины. Киев сейчас рискует потерять поддержку Запада, учитывая намерение Трампа более тесно сотрудничать с Россией в Сирии и заявление  о возможности снятия с РФ санкций в обмен на сотрудничество в вопросе сокращения ядерных вооружений. Независимо от того, случится ли это, даже разговоры подобного рода крайне тревожны для Украины.

На этом фоне  эскалация боевых действий в восточной части Украины вскоре после инаугурации Трампа  не стала неожиданностью. Стимул для привлечения внимания новой администрации США к конфликту есть как у Киева, так и у Москвы. Это было сделано путем создания нестабильности в регионе. В настоящее время Россия имеет преимущество, поскольку использует участие в войне в Сирии, чтобы вести переговоры с США по вопросам, представляющим для Москвы большее стратегическое значение, как, например, Украина.

В то же время лидер ЕС – Германия – продолжает оказывать давление на Россию, чтобы та со своей стороны делала больше для имплементации Минских соглашений.

Но санкции Евросоюза становятся источником раздоров внутри ЕС, которые могут углубиться в зависимости от результатов предстоящих выборов в странах Европы. Из-за этого Украина находится в сложном положении в вопросе западной поддержки. Дальнейшие проблемы с поддержкой Запада могут возникнуть ближе к концу года, из-за чего Киеву придется заключать дополнительные альянсы с соседними странами, такими как Польша и страны Балтии.

В Молдове - небольшой, но стратегически важной стране - сейчас происходит значительная переориентация внешнего курса. Как и Украина, Молдова в последние годы проводит прозападную политику, подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом в 2014 году. Но растущее общественное разочарование прозападным правительством страны  привело на пост президента пророссийского лидера социалистов Игоря Додона, который выступает за отмену соглашения с ЕС и установление более тесных экономических и политических связей с Россией. Хотя таким действиям Додона противостоит проевропейская коалиция в парламенте, Молдова движется в сторону сближения с Россией и дальше от Запада, и эта тенденция может укрепиться окончательно, во время парламентских выборов в следующем году.

Хотя позиции России по сравнению с позициями Запада в последнее время улучшились, было также и множество проблем. Из-за цен на природный газ выросла напряженность с Беларусью – ближайшим союзником Москвы.

Заявление Беларуси о либерализации краткосрочной визовой политики для более чем 80 стран (в том числе, стран ЕС и США)  привело к ужесточению пограничного российско-белорусского контроля со стороны РФ. Но, несмотря на жесткую риторику, руководители обеих стран заявили, что их стратегическому альянсу ничего не грозит, и двустороннее военное сотрудничество усилилось за последние месяцы.

Тем не менее, шаги Минска в сторону Запада служат напоминанием Москве о том, что ее положение в регионе может быть поставлено под сомнение даже среди самых верных союзников.

Читайте также: Американские разведчики рассказали, пойдет ли Россия в наступление на Донбассе

Кавказ

Владычество Москвы на Кавказе закончился с распадом Советского союза, независимость стран не сделала их неуязвимыми по отношению к российскому влиянию.

Особенно это видно на примере Грузии, которая за последнее десятилетие была сильно ориентирована на Запад и проводит более тесную интеграцию с ЕС и НАТО. Это обусловило конфликт с Россией. Между странами была короткая война в августе 2008 года, когда Россия использовала Рокский тоннель советской эпохи – один из немногих маршрутов, пересекающих хребет Северного Кавказа – для вторжения на территорию южного соседа. Грузия, тем не менее, в последующие годы осталась привержена интеграции с Западом, подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом в 2014 году и открыв учебный центр НАТО на своей территории летом 2015 года.

Геополитические изменения в последние месяцы, однако, привели к тому, что грузинское правительство проводит более прагматичную политику в отношениях с Россией. Тбилиси и Москва развили более сильные экономические и энергетические связи, в то время как Грузия рассматривает смягчение изоляции Абхазии и Южной Осетии. В то время как Грузия вряд ли откажется от своих интеграционных усилий с Западом, она кажется все более готовой сотрудничать с Россией, если у нее будут вопросы по поводу приверженности Запада обязательствам в сфере безопасности.

С другой стороны, в последние месяцы испытаниям подверглись отношения Армении с Россией. Несмотря на членство страны в Организации Договора о коллективной безопасности – военном союзе под руководством Москвы – и присутствие российских войск на ее территории, Москва неубедительно поддерживала Ереван в продолжающемся конфликте между Арменией и Азербайджаном.

Владимир Путин с президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым в августе 2016 года (Фото пресс-службы Кремля)

Ключевой вопрос раздора двух соседей – это Нагорный Карабах, стратегическая территория, которая была частью Азербайджана в советские времена, но с преимущественно армянским населением; она откололась в войне 1994 года.

Россия заняла нейтральную позицию после эскалации боевых действий в апреле прошлого года, оставив Армению разочарованной из-за отсутствия гарантий безопасности и политической поддержки со стороны Москвы в конфликте. Тем не менее, отсутствие у Армении альтернативных партнеров не оставило Еревану никакого выбора, кроме как сохранить свое стратегическое партнерство с Россией, и это несмотря на то, что в последние месяцы сотрудничество в области безопасности между Москвой и Баку выросло.

Россия фактически укрепила свои позиции в качестве главного арбитра в конфликте между Арменией и Азербайджаном, и Москва, таким образом, в состоянии использовать Нагорно-Карабахский конфликт для достижения своих стратегических интересов в обеих странах.

Азербайджан заинтересован в изменении статус-кво по вопросу Нагорного Карабаха и готов тесно сотрудничать с Россией. Армения пока что не может позволить себе действовать самостоятельно, тем более, что Россия управляет большинством ее систем стратегических вооружений. Пока сохраняется противостояние, ни одна из сторон может сделать большой шаг в конфликте, не достигнув, в первую очередь, взаимопонимания с Россией.

Совокупность всех изменений означает, что как России, так и Западу предстоит значительная эволюция геополитических позиций, каждая из которых приводит к волнениям в пограничных странах Европы. По мере изменения траектории отношений США с Россией и изменений политической ситуации в Европе, снова начинаются тектонические сдвиги, каждая из стран пересматривает свои позиции во внешней политике таким образом, который будет соответствовать их геополитическим императивам и национальной стратегии. Проблема для этих стран заключается в том, что так же, как это было на протяжении тысячелетий, их судьбы не подлежат их непосредственному контролю, а формируются под влиянием внешних сил, которые больше их самих.

Читайте также: Путин - человек из подворотни, США взялись за него основательно - Олег Панфилов

Залишаючись на онлайні ви даєте згоду на використання файлів cookies, які допомагають нам зробити ваше перебування тут ще зручнішим

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?