Про те, чому ідея нації-держави на європейський лад небезпечна для нинішньої РФ, за рахунок яких народів і регіонів Кремль реалізує свої авантюри, як наростає деконструкція концепції єдності між українцями, білорусами і росіянами, в інтерв'ю ONLINE.UA розповів московський філософ, публіцист Максим Горюнов.
-Нашумевший в РФ законопроект "О единстве российской нации" решили переименовать, вероятно, в "Основы государственно-национальной политики". Объясняют это "неготовностью общества". На ваш взгляд, что собой представляет российская нация?
-Российская нация - это очень странный объект. Совершенно не понятно что это? Еще Ленин говорил, что существует национализм угнетенных, и национализм угнетателей. Украинский национализм – это национализм угнетенных. Высшая точка угнетения украинцев - Голодомор. Тоже самое видим у белорусов (Куропаты), у евреев (Освенцим). Национальная повестка отталкивается от негативного опыта. От опыта жертвы. Национальная повестка требует воздаяния, справедливости, возвращения отнятого.
В России нет Голодомора и Освенцима. Россию никто не угнетал, скорее наоборот. В России были репрессии, но это были репрессии россиян против россиян. Следовательно, россияне могут требовать воздаяния только у самих себя. Внешнего врага, такого, как у эстонцев, финнов, беларусов, украинцев, у россиян нет. Вокруг чего тогда строить нацию? Вокруг репрессивного аппарата Российской империи или СССР?
Русский – это тот, кто выселял чеченцев и крымских татар, отнимал у хантов и манси соболиные шкуры, зачищал от украинских националистов Карпаты и охранял лагеря? Никто ведь не хочет выглядеть насильником и преступником. Поэтому русские националисты придумываются всякие смешные теории о страдании русских от российской империи. Якобы, империя хуже всего обошлась именно с россиянами. Якобы, в несправедливой российской империи чеченцы, чукчи, татары и украинцы всегда жили лучше русских людей. Высшая точка этого направления – профессор Александр Владимирович Пыжиков, бывший заместитель министра образования Российской Федерации. С его точки зрения, на самом деле не было никакой российской империи, а была империя украинская, которая страшно мучала русских людей.
Попытки придумать русскую нацию предпринимались нации еще в XIX веке, со времен славянофилов. Все до одной безуспешные. По разным причинам.
Кремль и русские националисты никак не могут договориться относительно того, кто же является русскими. Русские это православные? Русские – это те, кто говорит на русском языке? Те, кто поддерживают царя-батюшку? Россиянин - это тот, у кого белая кожа, серые глаза и светлые волосы? Или тот, кто вырос на русской литературе и русском искусстве?
Кремлю, чтобы оставаться империей, чтобы сохранить вес в международных делах, нужно такое определение, чтобы оно включало в себя подавляющее большинство. То есть, и бурятов, и камчадалов, и якутов, и кубанских казаков, и карелов, и славян.
Националисты против широкого определения. Националисты хотят выделить русских, поставить их над другими народами. Русские националисты уверены в том, что русские люди ничего не получают от империи и хотят справедливости. В их понимании, это значит поставить бурятов и якутов ниже русских. Чтобы у русских были привилегии, которых нет у бурятов и татар.
Кремль закономерно видит в этом угрозу империи, угрозу целостности страны. С его точки зрения, если русскими будут не все, появляется почва для сепаратизма. Это разумно. Зачем, допустим, якутам с их невероятными алмазными месторождениями быть в составе России, если Россия видит в них граждан второго сорта?
Проблема в том, что широкое определение, так нужное империи, не популярно среди российского большинства. А узкое, губительное для империи, популярно. Кремлю приходится лавировать. Его метод прост – он или молчит про русскость, или говорит не внятно. То есть, гибридничать.
В итоге, есть набор образов, но все они очень книжные, не идут в народ. Это первая проблема – отсутствие исторической традиции. Несмотря на почти двести лет дискуссий, ощущение, будто придумываю с чистого листа.
Вторая проблема в том, что Россия даже сейчас, после развала СССР, продолжает оставаться империей. Но, если возникнет четкое понимание того, кто такие русские, тогда империи конец.
Почему в русском национальном государстве должны жить коренные народы – башкиры, татары, ханты, манси? Как только этот вопрос будет поставлен, то это станет существенным территориальным вызовом для России. Самое главное для России, повторюсь, – это, конечно, Сибирь.
– Почему?
– Известно, что 60% российской нефти добывается в Ханты-Мансийском автономном округе. Это территории исторического проживания племен ханты и манси. Газ добывается на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, там коренной народ ненцы. Алмазы добываются на территории Республики Саха (Якутии), где коренной народ якуты. По большому счету, это хантская нефть, ненецкий газ и якутские алмазы.
Если мы говорим о русском национализме и России как национальном государстве, то русская территория заканчивается сразу за Волгой. В таком случае не понятно за счет чего россияне будут существовать. Все, что дает России средства для существования – оно чужое. Без сибирского сырья Россия – она как Беларусь, только с плохими дорогами и мёртвым сельским хозяйством. В этом смысле, современная Россия относительно процветает только потому, что идея русской нации не сформирована, а русским националистам закрыли рот.
– Но если она будет создана по европейскому образцу?
– Как только она будет сформирована, как только появится понятный для всех национальный популизм, сразу возникает вопрос Сибири, Волги, Камчатки и даже Сахалина. В плане финансов Россия останется ни с чем.
Например, у Сахалина есть крупные месторождения нефти и газа. Если представить ситуацию, что Сахалин отделяется от России и получает американские гарантии защиты от Китая и Японии, это будет богатая островная страна. И те деньги, которые сейчас Москва забирает у Сахалина, чтобы воевать с Украиной и в Сирии, останутся в Сахалине. И таких регионов много. Ханты-Мансийский округ - это около 30 тысяч хантов и манси, или 550 семей. На их территории добывают значительная часть нефти, на $30-40 млрд. в год. Ханты, в случае независимости, будут жить как Бахрейн или Катара. Пока они в России, арабская роскошь уходит в столицы и центральную Россию, чему они, признаться, очень рады.
Для концепции "энергетической сверхдержавы" русский национализм и идея русской нации - это крах. Ведь все держится на сырье. Русский национализм - закат РФ в нынешнем формате. Поэтому такое странное отношение к российской нации. Нет традиции русской национальности, нет атрибутов идентичности.
- Что это значит?
- К примеру, если вы даже в Москве будете искать ресторан русской национальной кухни, то найти его будет довольно трудно. Русские не едят русское национальное. Просто не знают, что это такое.
Например, в Беларуси найти национальную кухню очень просто. Если в Минске вы зайдете в французский ресторан, найдете и страницу с белорусскими блюдами. То же самое, в Киеве, Таллине. В Казани, кстати. В России этого просто нет.
Есть такой московский ресторатор Максим Сырников, любимец Никиты Михалкова. Он регулярно, раз в два три года, открывает русский национальный ресторан. И каждый раз прогорает. Вроде бы в этом году снова открывает. Третий раз, если не ошибаюсь. Скорее всего и этот закроется.
- Русский национализм опасен для Кремля, или это огонь, который можно приручить?
- Интересно, что русский национализм молодежи – преимущественно проукраинский. На крайнем "Русском марше", который был в ноябре 2016 года, лозунги - перевод с украинского на русский. Так или иначе, российский национализм он за Украину. Обратите внимание на ролики, популярного неоязычника "Дива" (Дмитрия Мелаша). Он говорит, что России не нужен Крым и братоубийственная бойня с Украиной. У него там где-то под полмиллиона просмотров.
Я ходил на марш памяти Бориса Немцова и там полиция была почти не видна. А на "Русском марше" внутренние войска стояли в три ряда. Власть, возможно, опасается молодых россиян. Является молодежь угрозой для Кремля? Конечно, нет. Есть в Москве 20 тысяч молодых людей, которые считают, что война с украинцами - это плохо. Но это просто недовольство, никакой организации за ними нет.
- Вы сказали про Сибирь, но там же большинство русские?
- При институте этнографии РАН есть компания - "Этноконсалтинг". Компания занимается урегулированием конфликтов между малыми народами, преимущественно хантами, и нефтяниками. Русских много, но они в городах, а нефть в тундре, леса. В архивах "Этноконсалтинга" масса отчетов о конфликтах. Там чуть ли не до перестрелок может доходить. Русские там есть, но приезжие это люди, которые приехали на некоторое время, обслуживают нефтедобычу. И потом, перед распадом СССР русских было много в Грозном. А теперь они там есть?
- Как нынешние украинско-русские разборки отразятся на российском национальном сознании?
- Есть большая теория о трех братских народах – украинцы, русские, белорусы (концепция о единстве "малороссов, белорусов и великороссов в едином русском народе", главными авторами были ректор КМГА Феофан Прокопович и архимандрит КПЛ Иннокентий Гизель, вероятно, в ХVІІ-ХVІІІ в концепция использовалась для упрощения выходцам из Гетманщины карьерного роста в Московии и Российской империи, а позже при ее помощи пытались сохранить единство империи от "эпохи национализмов" в Европе - ONLINE.UA). Сейчас происходят изменения. Появляются альтернативные варианты.
Взять хотя бы профессора Александр Пыжиков, о котором я упомянул в самом начале. Он придумывает новое самоопределение России. Это - настоящий профессор, который ведет колонки в "Московском комсомольце".
Он считает, что у русских мало общего со славянами. Россияне – это смесь финских и тюркских народов, которых заставили выучить русский язык.
Пыжиков считает, что украинцы притесняли русских вместе с Романовыми, когда те решили перестроить Россию на европейский лад. Украинцы были агентами империи, которые занимались насильственной европеизацией русских – финских и тюрских народов.
Лет 5-6 назад Пыжиков был бы фриком. Сейчас он пишет колонки в "МК". Не знаю, будет ли это через 10 лет мейнстримом. Но точка зрения, согласно которой русские и украинцы – не родственные народы, очевидно, будет распространяться. Чем дольше будут стрелять в Донецке и Луганске, тем активней.
- Вот видите, вы начинали с отсутствия у русских угнетателей, а заканчиваем тем, что они таки нашлись.
- Понятно, что это пропагандистская картинка, но она появилась и к ней есть интерес. Реакция россияне на сопротивление Киева - признают существенную "инаковость" от украинцев. У этой картины есть все шансы дорасти до федерального уровня.
Беседовал Александр Куриленко