Продолжающееся вмешательство России в ситуацию в Украине приводит к тому, что украинцы уходят из Русской православной церкви (РПЦ, частью которой в Украине является Украинская православная церковь Московского патриархата, - ред.). Вместо этого жители страны пополняют ряды Украинской православной церкви Киевского патриархата.
В своей статье для сайта Atlantic Council, перевод которой сделал ONLINE.UA, старший научный сотрудник Атлантического совета и директор глобального образования в Университете Чепмена Джеймс Койл рассказал о том, почему все больше украинцев и храмов страны переходят в Киевский патриархат, а Москва теряет Украину еще в одной важной сфере - церковной.
Традиционно Украина была важным местом для Русской православной церкви. В 1990 году из почти двенадцати тысяч православных храмов по всему Советскому союзу более шести тысяч были в Украине; только три тысячи находились в самой России. Когда Украина объявила о своей независимости в 1991 году, ряд церквей разорвали связь с материнской, чтобы сформировать Киевский патриархат. Остальные стали называться Украинская православная церковь Московского патриархата (отметим, что это схематичное представление западных СМИ, так как существует еще и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), - ред.).
Через ряд соглашений, а также официальное покровительство экс-президента Украины Виктора Януковича, подавляющее большинство храмов осталось под руководством Москвы. В Украине есть 12515 приходов Московского патриархата и лишь 4877 приходов Киевского. Количество прихожан впрочем, показывает совсем другую историю – приблизительно пятнадцать миллионов украинцев идентифицируют себя с Киевским патриархатом, в то время как лишь десять миллионов остаются верными Московскому.
И количество переходящих на другую сторону людей растет. Протоиерей Георгий Коваленко, на данный момент бывший официальный представитель Московского патриархата, рассказал в 2014 году, что переход отдельных приходов в Киевский патриархат происходил с середины 90-х годов, но не массово. Но, согласно данным Киевского патриархата, только за тот год тридцать приходов сменили свою принадлежность. С точки зрения отдельных лиц, цифры еще выше: согласно данным киевского социологического фонда «Демократические инициативы», который проводил исследования в этой сфере, 31% украинцев идентифицировал себя с Киевским патриархатом в 2011 году, и 26% - с Московским. К концу 2015 года, однако, число верных Киевского патриархата подскочило до 44%, в то время как 21% остались представителями Московского.
«Сдвиг в общественном мнении был огромный", - сказал Франк Сюзин, профессор Канадского института украинских исследований. Его комментарий был расширен экспертом американского Военно-морского колледжа России и Евразии Николасом Гвоздевым. «Это становится вопросом идентичности, а не вопросом веры», - сказал он.
В обычных обстоятельствах рост числа прихожан Киевского патриархата был бы неожиданным. Он не признается ни РПЦ, ни мировым центром православия - Константинопольским патриархатом. Действующий президент Украины Петр Порошенко принадлежит к приходу УПЦ МП. Сам Московский патриархат разделен политическими проблемами. «В нашей церкви есть две тенденции - пророссийская и антироссийская, и мы стараемся удерживать баланс», - сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич.
Киевский патриархат, однако, полностью солидарен с борьбой Украины за независимость. Во время Евромайдана Свято-Михайловский собор в Киеве, принадлежащий к УПЦ КП, открыл свои двери, став укрытием для митингующих. «Многие в украинском обществе были поражены символичностью этого акта, и он восстановил древнюю функцию церкви - функцию убежища для преследуемых лиц и групп», - прокомментировал этот факт проректор Украинского католического университета во Львове Мирослав Маринович.
После захвата Россией Крыма и беспорядков, вспыхнувших на Донбассе, Московский патриархат пытался выступать "миротворцем", призывая обе стороны сложить оружие. Украинскими националистами призыв к разоружению перед лицом российской агрессии не был встречен тепло. Некоторые из священников пошли дальше. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь сотрудничает с российской оккупационной властью, освящает памятники «народному ополчению» сепаратистов. Священники Московского патриархата благословляли солдат и освящали оружие российского Черноморского флота. Священники приходов отказывались отпевать украинских солдат, погибших в ходе конфликта на Донбассе.
Киевский патриарх Филарет непоколебим в своей поддержке борьбы Украины. «Сейчас Россия совершила акт агрессии против Украины, - говорил он. - В этих условиях церкви пришлось столкнуться с вопросом: должна ли церковь благословлять и защищать свою Родину?». Говоря о своих конкурентах, патриарх отметил, что «будучи зависимыми от Москвы и называя себя Московским патриархатом, они не могут назвать агрессора по имени. Некоторые из епископов и священников открыто высказываются в поддержку Путина и в поддержку России, против украинской власти и против Украины как таковой».
По мере того, как украинский конфликт растягивается со времени, все больше украинцев согласны с оценкой епископа Евстратия Зори: «Церковь, которая зависит от России, по сути, представляет угрозу для нашей национальной безопасности и угрозу для нашего существования как украинцев».