Заключение "большой сделки" между президентом России Владимиром Путиным и американским лидером Дональдом Трампом маловероятно, ведь единственным реальным соперником США на международной арене является Китай, а не РФ..
Об этом сообщает ONLINE.UA со ссылкой на статью экс-секретаря СНБО, советника президента Петра Порошенко Владимира Горбулина для Зеркала недели.
"Роль американо-российских отношений хоть и вышла на ведущий план, однако не является де-факто системообразующей в геополитическом смысле. Более того, обострение этих отношений (в смысле их значимости) достаточно искусно конструируется, прежде всего, самой Россией для поддержания иллюзии своего "геополитического статуса". Страна, находящаяся под санкциями, активно проедающая свои валютные запасы, считает, что "по состоянию на начало 2017 года Российская Федерация — держава глобального уровня, которая самостоятельно обеспечивает свой суверенитет и национальную безопасность. Она не ассоциирует себя с какой-либо частью мирового сообщества — будь то Евро-Атлантика или страны бывшего СССР — и интегрируется непосредственно в глобальный мир", - пишет он.
По его словам, эти "воздушные замки" ретранслированы не российским МИДом или одним из российских федеральных каналов, а директором Московского Центра Карнеги Дмитрием Трениным.
"Центра, который, несмотря на свой статус "западного", с 2014 года активно дрейфует в общем русле российской внешнеполитической линии. Даже не столько "дрейфует", сколько активно плывет. Причем настолько, что за этот период избавился сразу от трех крупных аналитиков (критически настроенных к российскому руководству) по вопросам внутренней и внешней российской политики (среди этих аналитиков и Лилия Шевцова). Показательно, что больше всего о возросшей роли России говорят либо сами россияне, либо зарубежные политики/эксперты, с ними связанные. Постоянные рассуждения Г. Киссинджера о необходимости "уважать российские интересы" и "понять дух русских" обусловливается вовсе не неким далеко идущим предвидением, а, скорее, его личным желанием принять участие в уже привычной для себя роли посредника между США и Россией, как правоприемницей СССР. Однако мир, в котором это было актуально, развалился еще 25 лет назад, и отчаянные потуги кремлевского руководства вернуться к этой модели через разрушение международного права хоть и являются частично успешными, однако все же больше похожи на "пену", чем на неумолимое движение айсберга", - отметил советник президента.
Он считает, что ведь единственным реальным соперником США на международной арене является Китай.
"И, по большому счету, когда речь идет о некой "Большой сделке", ее цель следует описывать вовсе не как передел "сфер влияния" между США и Россией, а как формирование некого нового статус-кво в отношениях между США и Китаем, а также Россией и Китаем. Все так увлеклись "захватывающими" рассуждениями на тему "А вот Трамп захочет Иран и Сирию…" или "Путину придется отдать…", что совершенно забыли поинтересоваться у остальных международных субъектов (прежде всего Китая) — что они думают по этому поводу? Все ли их устраивает и как, с их точки зрения, выглядит "новый дивный мир"? И если такая сделка будет заключена, то согласятся ли они с ее результатами?", - заявил Горбулин.
Читайте также: В окружении Трампа рассказали, зачем он пугает Европу и хвалит Путина - Bloomberg
Он добавил, что "разговоры о том, что мы на пороге Ялты-2 или Хельсинки-2, имеют весьма косвенную связь с реальностью".
"Пример Ялты вообще некорректен, поскольку то соглашение подписывалось однозначными победителями, которые разгромили своих противников полностью и чья субъектность (и военная сила, что немаловажно) не вызывала сомнений ни у кого — все остальные потенциальные субъекты были слишком ослаблены. Кто сейчас эти "победители"? Не могущие найти новый политический баланс после выборов в США? Или Россия, которая с трудом привела (с многочисленными выходами из строя) свой единственный авианосец в Сирию и бесславно возвращает его назад? Если говорить о действительно стратегических вопросах, то что нас должно беспокоить больше: перспектива (весьма туманная) договоренности двух лидеров (с непонятным механизмом реализации) — или, к примеру, стремительное становление Четвертой технологической революции? Последняя обретает вполне конкретные черты и уже влияет на экономические (а значит — и политические) перспективы государств", - отметил Горбулин.
"Яркий пример: стремительное удешевление стоимости солнечной энергии. Уже в 2015 году та же КНР вышла на первое место по количеству введенных в строй солнечных батарей суммарной мощностью 43,5 гигаватта, а в 2016 году должны были добавиться новые мощности. Для сравнения: мощности Украины по производству электроэнергии составляют 27 гигаватт, из которых половину вырабатывают АЭС, а остальные — ТЭС и ТЭЦ (зависящие от угля). В условиях постоянных дискуссий об угле из восточных областей, о шахтерах и т.д. — что конкретно для Украины важнее? Ответ, думаю, очевиден. Кроме того, идея "Большой сделки" явным образом отрицает всякую субъектность остальных международных игроков (о чем уже было сказано выше). Даже если предположить, что между США и Россией действительно будет заключен какой-либо договор (что представляется мало реальным), то будет ли это автоматически означать, что все будут готовы его придерживаться?", - добавил советник президента.
По его словам, Украина должна ответить на вопрос, от чего она готова отказаться в случае реализации сделки между Трампом и Путиным.
"Говоря о "Большой сделке", сложно не задать себе вопрос — а готова ли Украина к такому развитию событий, если они вдруг станут реальностью? И если сделка вдруг обретет реальные черты, то чем мы сможем на нее ответить? Ряд украинских экспертов и даже олигархов включились в эту дискуссию превентивно, уже начиная прикидывать, от чего мы должны отказаться, дабы наши интересы в "Большой сделке" были учтены хотя бы минимально. Однако эта логика подразумевает, что мы не можем на этот процесс повлиять, но лишь принять новую реальность, с обреченностью объекта политики, а не субъекта", - считает экс-секретарь СНБО.
Он заявил, что нужно быть подготовленными к грядущим процессам и вовремя на них реагировать.
"Сегодня мы входим в период ощутимых политических турбулентностей. И закончиться это все может крайне плохо для мировой стабильности и спокойствия. Если мы окажемся плохо подготовлены к грядущим процессам, то сожалеть нам уже не придется — этого просто будет некому делать. Новая администрация президента США — непростой и неожиданный игрок, находящийся в процессе формирования стратегии деятельности. Однако все говорит о том, что новый президент, как и Путин, — сторонник быстрой и высокодинамичной игры в меняющемся мире, требующей гибкости ума и сноровки. Хотя часто такая игра ведется и без понимания ее стратегической цели", - отметил Горбулин.
"Вполне возможно, что США на данном этапе действительно нужен именно такой президент — Америка неожиданно столкнулась с противником, о котором давно забыла. И несколько растерялась. В соревновании "длинных стратегий" (которыми традиционно славились США) и "тактической игры" чекистов Путина именно вторые держат инициативу, нанося множество ударов по незащищенным участкам тела. В т.ч. по тем, по которым в "джентльменской драке" вроде бы бить запрещено. Однако "геополитическую шпану" подобные "условности" не останавливают и не остановят. Вполне может сложиться ситуация, когда, в противовес паническим настроениям о "мире и дружбе" между Трампом и Путиным, все может начать развиваться в диаметрально противоположном направлении. И вполне может быть, что именно это — наша надежда на то, чтобы остановить Путина не локально, а стратегически", - добавил он.
Как сообщал ONLINE.UA, Украине не стоит переживать о том, что американский президент Дональд Трамп будет вести пророссийскую политику, ведь его назначения говорят о том, что в США скептически настроены по отношению к России.