Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган заинтересованы в публичном выражении дружеских чувств, чтобы показать Западу, что они не изолированы, несмотря на напряженные отношения. В связи с этим, ожидается, что во время встречи во вторник, 9 августа, в Санкт-Петербурге лидеры России и Турции пересмотрят свой спор по поводу Сирии.
Журналисты Нил Макфаркуар и Тим Аранго в статье для The New York Times, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказали о том, что, несмотря на видимость налаживающихся отношений и новую "дружбу" между Россией и Турцией, основным вопросом, в котором они могут достичь каких-либо компромиссов, скорее всего, может быть лишь Сирия.
Хотя Эрдоган уже давно настаивал, что прежде чем можно будет заключить какое-либо мирное соглашение, президенту Сирии Башару Асаду придется уступить свою власть, военные успехи России при поддержке со стороны Ирана, возможно, изменили расчет лидера Турции.
Визит Эрдогана в Россию, - его первый выезд за пределы своей страны после неудачной попытки государственного переворота в прошлом месяце, - окутан символизмом, потому что отношения Турции с Соединенными Штатами и Европейским Союзом существенно испортились.
У Турции есть сильное ощущение, что ее западные союзники потерпели неудачу в тесте на солидарность, учитывая угрозу ее существованию, созданную попыткой переворота 15 июля. Турецкие чиновники разочарованы тем, что западные страны сосредоточились на том, что устроенная Эрдоганом чистка, затронувшая десятки тысяч военнослужащих, государственных служащих и журналистов, - это тревожный признак его стремления к авторитаризму.
После того, как Вашингтон не показал никаких признаков того, что планирует выдать турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Эрдоган обвинил в организации переворота, и находящегося в горах Поконо в Пенсильвании, в Турции разразилась антиамериканская кампания.
Встреча в Санкт-Петербурге в некотором отношении – это ошеломляющее событие, учитывая, что до конца мая, Москва и Анкара бросали серьезные оскорбления в адрес друг друга. Государственное ТВ России атаковало Эрдогана, называя "лживым" и "несдержанным", в то время как турецкий лидер обвинял Россию в "дешевой клевете".
Но Кремль никогда не упускает шанс воспользоваться трещинами в единстве НАТО, и он неоднократно выражал поддержку Эрдогану после попытки государственного переворота.
Собственные связи России с Западом испортились после аннексии Крыма в 2014 году и последующего вмешательства на востоке Украины, и так и не улучшились.
Читайте также: Стало известно, как Путин и Эрдоган могут навредить Украине
Поэтому оба президента хотят предпринять усилия, чтобы продемонстрировать: у них есть другие друзья.
"Они оба хотят показать другим партнерам, что не изолированы, у них есть варианты, и у них есть незападные партнеры, - сказал международный обозреватель российского интернет-журнала Slon.ru Владимир Фролов. - Мы видим много символизма, много танцев и жестов, но конкретных результатов будет относительно мало, и они будут больше связаны с Сирией".
Путина и Эрдогана часто сравнивают - авторитарные, воинственные, несгибаемые и националистичные, не уделяющие много внимания таким "тонкостям", как свобода слова. Оба легко раздражаются, но могут так же быстро уступить, если под угрозой оказываются стратегические интересы.
Напряженность между Турцией и Россией возникла в ноябре, после того, как Турция сбила российский самолет, который на короткое время нарушил её воздушное пространство на границе с Сирией, и один пилот был убит выстрелом с земли. Путин потребовал извинений, а Эрдоган отказался их приносить.
Обе стороны приступили к разрыву прочных экономических отношений, которые стоили им около $30 млрд в год в торговле, хотя оба президента ранее говорили об увеличении доходов до $100 млрд к 2020 году.
Россия ввела экономические санкции, перекрыв Турции выгодные контракты на строительство и "обнаружив" угрозы для здоровья граждан, связанные с фруктами и овощами, которые, месяцами ранее российское правительство хвалило. Чартерные рейсы были прекращены, а миллионам россиян, которые планировали отдых в Турции, приказали остаться дома.
В то же время были заморожены два важнейших энергетических проекта, которых добивалась Россия – атомная электростанция, которую она планировала построить, и крупный газопровод ("Турецкий поток", - ред.), который рассматривается как альтернатива заблокированному маршруту в Европе.
Еще до неудавшегося переворота Эрдоган начал чувствовать себя изолированным и сделал шаги к примирению с Израилем - еще одним давним торгово-дипломатическим партнером, с которым он поссорился, - и с Россией. Он послал Путину письмо, в котором выразил свои соболезнования за сбитый истребитель и пообещал привлечь виновных к ответственности.
Экономические связи восстанавливаются, хотя местные российские производители не хотят конкурировать с тем же объемом импорта огурцов и помидоров из Турции. Страны договорились возобновить военные контакты и сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Попытка переворота ускорила процесс, так как Путин сразу же выразил солидарность с Эрдоганом. "Мы получили безусловную поддержку со стороны России, в отличие от других стран, - сказал в недавнем интервью частной телекомпании Habertürk TV министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.
Помимо символизма, у обоих президентов есть конкретный интерес к ослаблению напряженности из-за Сирии, где Эрдоган призвал к свержению Асада, а Россия предоставила значительную военную мощь для поддержки его правления.
"Наиболее существенные переговоры, которые они могут вести – это по Сирии, чтобы прийти к политическому решению, которое будет выгодно интересам каждой из сторон" - сказал Фролов.
Есть шаги, которые может сделать каждая из стран, чтобы помочь стабилизировать там ситуацию. Эрдоган хочет, чтобы Россия оказывала меньше поддержки курдам и вдоль границы проводила меньше бомбардировок, которые гонят беженцев в Турцию. Россия уже прекратила настаивать на отдельном представительстве курдов на мирных переговорах.
Москва, в свою очередь, хотела бы, чтобы Турция удерживала больший контроль над своей границей, чтобы остановить поток добровольцев и оружия для группировок, которые Россия считает угрозой. РФ особенно обеспокоена из-за повстанческих организаций, способных оказать давление на Дамаск или напасть на область вокруг Латакии, где находится основная авиабаза России.
"Мы хотели смотреть в будущее с большей надеждой, - сказал в недавнем интервью российскому государственному информационному агентству ТАСС пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калин. - В сотрудничестве с Россией, мы хотели бы поспособствовать скорейшему политическому процессу в Сирии".
Многие из проблем Турции связаны с провалом политики страны в отношении Сирии. В течение многих лет она поддерживает суннитские исламистские группировки, воюющие против правительства Асада.
Это получило неприятные последствия и привело ко все возрастающему напряжению: миллионы беженцев, нападения со стороны Исламского государства, а также растущая мощь курдских боевиков в северной Сирии, связанные с курдскими боевиками в Турции, которые ведут борьбу турецкой армии. Эти факторы, по словам аналитиков, подтолкнули Турцию пересмотреть свою позицию, что Асад должен отказаться от власти для установления мира в Сирии.
"Если Турция начинает отходить от своей предыдущей позиции по Сирии, исчезнет большая проблема", - сказал турецкий журналист и профессор университета Кадир Хас в Стамбуле Соли Озел.
Тем не менее, Калин придерживался официальной позиции Турции в отношении Асада, подчеркнув в интервью ТАСС, что "нельзя говорить о политическом переходе в Сирии, пока Башар Асад остается у власти".