24 августа Украина отметила 25-летие своей независимости военным парадом в Киеве, на котором провозгласил речь президент страны Петр Порошенко. В своем обращении к нации глава государства заявил, что исторически сложившаяся политика Украины, заключавшаяся в балансировании между Россией и Западом, уже неосуществима. Вместо этого она будет заменена текущей стратегией интеграции с остальной Европой.
Но такой подход может быть не таким уж "необратимым", как предполагает Порошенко, считают эксперты американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor. В новом отчете частной разведки США, который есть в распоряжении ONLINE.UA, говорится о том, что будущее страны, скорее всего, будет продолжать формироваться так же, как и в последние четверть века - под влиянием противоборствующих Востока и Запада.
Советский Союз формально был распущен 26 декабря 1991 года. Тем не менее, Украина объявила о независимости на четыре месяца раньше, всего через несколько дней после неудачной попытки государственного переворота в Москве, который показал раскол в Кремле. Этот шаг Украины, второй по значимости в Советском Союзе после подобных действий самой России, дал понять, что дни СССР сочтены.
Последующие годы для Украины, мягко говоря, были насыщены событиями. Она пережила несколько динамических и часто разрушительных событий: переход от коммунизма к демократии в 1990-е годы; Оранжевую революцию 2004 года и Евромайдан десять лет спустя. Сейчас конфликт между украинскими войсками и боевиками (а также совершившими вторжение российскими войсками, - ред.) бушует на востоке страны, а Крым захвачен РФ. Все это время Москва постоянно наращивает свои силы в регионе и вдоль границ с Украиной.
В связи с этим, обычный украинец, считают американские разведчики, возможно, праздновал независимость страны со смешанными эмоциями, тем более, что нет никаких гарантий того, что будущее Украины будет более безопасным, чем ее прошлое. Минским договоренностям и "Нормандской четвёрке" до сих пор не удалось разрешить конфликт на Донбассе, и прогресс, как в сфере безопасности, так и в политике, не слишком ощутим. Украинский народ, разочарованный трудностями в решении проблем своей страны, становится все более недовольным с каждым днем.
Это недовольство с одинаковой вероятностью можно встретить как среди жителей Киева и Львова, так и на Донбассе, полагают в Stratfor. Поскольку Украина неоднократно раскачивалась из одной стороны в другую, сначала склоняясь к отношениям с Россией, затем обращаясь в сторону Запада, за последние несколько десятилетий каждая сторона почувствовала боль "предательства". Учитывая, что поляризация усугубилась после Евромайдана и развернувшегося впоследствии военного конфликта, эта боль также сопровождается реальной личной потерей для многих украинцев (отметим, что в отчете очевидно ошибочно не упоминается, что причина войны на Донбассе - не чье-то недовольство, а прямое российское вмешательство, - ред.).
И хотя последние 25 лет дали многим гражданам основания для печали, они также принесли надежду. Несмотря на внутренние потрясения и конфликт, Украина продолжает оставаться суверенным государством, и это немалый подвиг, если учитывать, что 25 лет – это самый длительный в современной истории срок, который Украина удерживает свою независимость. До 1991 года нынешняя территория Украины (в разные исторические периоды) находилась под контролем россиян, поляков, австрийцев, немцев и турок.
Помимо выживания Украины как государства, ее постреволюционная власть также оказалась достаточно сплоченной за свои первые два с половиной года пребывания в руководстве страной. Опасения, что украинская власть будет свергнута пророссийскими силами или крайне правыми ультранационалистами, не подтвердились, и нынешнее правительство в Киеве также не поддалось разрушительному разделению, которое поставило крест на его предшественниках - властях, пришедших после Оранжевой революции. Парламент пережил встряску за последний год с выходом из правящей коалиции трех партий и отставкой с поста премьер-министра Арсения Яценюка. Но Петр Порошенко сумел сохранить свою позицию и эффективную коалицию нетронутой.
На самом деле, пришедшая после Евромайдана власть смогла утвердить необходимые законопроекты, в том числе Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, которые бывший президент Виктор Янукович отверг, и пакет помощи в $17 миллиардов от Международного валютного фонда. Успех реализации реформ, связанных с этими сделками, был неоднозначным. Тем не менее, Украина добилась прогресса в модернизации налоговой системы и энергетического сектора, а ее экономика будет расти в 2016 году после двух лет спада.
В то же время возник позитивный момент в продолжающемся конфликте Украины с Россией: Киев теперь получает больше политической и экономической поддержки, а также помощи в сфере безопасности со стороны Запада, чем когда-либо за всю свою постсоветскую историю. Эта поддержка имеет решающее значение для украинского правительства, которое пришло к власти на волне прозападных настроений, впрочем, в этом тоже есть неопределенность для Киева.
Решение Великобритании покинуть Европейский союз может поставить под угрозу цели Украины противодействовать влиянию России в пределах своих границ за счет более тесного сотрудничества с европейским блоком. В то время, как у Кремля есть свои проблемы, Украина хорошо понимает, что стремление России показать силу за рубежом традиционно перевешивало ее внутренние слабости. Разделенный и отвлеченный Евросоюз может легко дать Москве возможность укрепить свои позиции в Украине или эксплуатировать уязвимые места Киева.
Пока неясно, что ждет Украину в будущем, но можно быть уверенным, что путь страны по-прежнему будет находиться под влиянием и во многом определяться силами за пределами ее границ. Расположение Украины на "окраине" Европы стало причиной того, что она была полем битвы между Россией и Западом на протяжении большей части своей истории, в том числе, в последние 25 лет. По всей видимости, ближайшие 25 лет, скорее всего, не будут особо отличаться, поскольку столкновения Москвы и Запада продолжают разворачиваться – как новыми, так и уже знакомыми путями.