Террористические нападения России хорошо знакомы. Но за последние четыре года страна не подвергалась крупным нападениям (не считая беспокойного северокавказского региона), которые периодически сотрясали Европу и Соединенные Штаты. Однако в понедельник в Санкт-Петербурге в поезде метро прогремел взрыв , в результате которого погибло 11 человек ( по последним данным 14 - ONLINE.UA) и было ранено почти 50 (сообщается, что второе устройство было обнаружено и обезврежено на ближайшей станции метро.)
Следственный комитет России быстро назвал инцидент террористическим нападением, а средства массовой информации по всей стране начали выдвигать разные теории с объяснениями того, кто организовал нападение, и почему.
Хотя некоторые сценарии более правдоподобны, чем другие, каждый из них имеет свои собственные последствия для Кремля и страны, пишут аналитики американской разведывательно-аналитической организации Stratfor, полный отчет которых есть в распоряжении ONLINE.UA.
Корреспонденты российского «Первого канала» заявили, что из списка возможных виновных в нападении нельзя исключать украинские спецслужбы, которые могли мстить за действия Москвы на востоке Украины. Однако это надуманная теория, и нет доказательств ее поддерживающих. Заявления конспирологов, особенно в социальных сетях, о том, что Кремль организовал взрыв в попытке оживить внутреннюю поддержку, также необоснованны.
Другие СМИ предлагают множество различных объяснений.
Например, выступающий на государственном телевидении в понедельник вечером ученый предположил, что взрыв – дело рук протестующих. За последние два уик-энда в городах России прошли крупные демонстрации против коррупции в правительстве. Тем временем тысячи водителей грузовиков блокировали движение по всей России, в том числе в Санкт-Петербурге, в знак протеста против повышения налогов, порой вступая в конфронтацию с силами безопасности.
В ответ на волнения Кремль начал принимать жесткие меры против протестов и работать над предупреждением их организации в соцсетях. Если нападение действительно было делом рук россиян, прибегнувших к терроризму, чтобы выразить свое недовольство, то у Кремля будет проблема, с которой он не сталкивался почти столетие. Более того, переход от по большей части ненасильственных демонстраций к терроризму даст Москве необходимое оправдание для принятия еще более жестких законов контроля над инакомыслием и мониторинга социальных сетей, особенно в преддверии президентских выборов 2018 года.
Читайте также: Теракт поможет Кремлю отвлечь людей от коррупционных скандалов - Игорь Эйдман
С другой стороны, российский медиа-гигант «Интерфакс» сообщил, что это нападение совершил человек из Средней Азии. Эта теория довольно правдоподобна: как никак, пять бывших советских республик Центральной Азии в последние годы боролись с радикализацией в среде молодежи и безработного населения.
Если эта теория подтвердится, то у этого инцидента будут серьезные последствия для приблизительно 200 тысяч мигрантов из Центральной Азии, которые легально живут и работают в России, как и для примерно такого же количества человек, находящихся в настоящее время в стране незаконно. Настроения многих россиян и без того сильно антииммигрантские. Если расследование выявит, что атаку в метро совершил человек из Центральной Азии, Москва может ограничить иммиграцию из региона, тем самым усугубив экономические проблемы и, в свою очередь, проблему радикализации.
Каждая из этих теорий представляет собой разрыв с привычной в России ситуацией, где в подобных случаях ответственность на себя, обычно, берут боевики из северокавказского региона России. Последние крупные нападения, которые террористы с Северного Кавказа устроили за пределами своего региона, произошли в Волгограде в 2013 году, всего за несколько месяцев до зимних Олимпийских игр в близлежащем Сочи. Но сейчас растут опасения, что после нескольких лет относительного спокойствия в регионе ухудшающееся экономическое положение России может подтолкнуть к возобновлению воинственности на Кавказе. У республик Чечни и Дагестана, которые традиционно являются очагами повстанческой и боевой деятельности, одни из самых высоких показателей безработицы в стране, что может способствовать радикализации местной молодежи.
Тем не менее, Москва готова к возобновлению борьбы с боевиками на Северном Кавказе через семь лет после того, как она объявила о победе в своей жестокой войне против чеченских сепаратистов, какой бы пустой она ни была. Новая угроза на Кавказе также послужит для Кремля аргументом в пользу надежных механизмов безопасности и обороны, которые поддерживают многие россияне.
Читайте также: Взрывом в метро спецслужбы спасают режим Путина – Константин Боровой
Намного более тревожная перспектива для Москвы заключается в том, что виновниками могли быть доморощенные джихадисты. Лишенные руководства оперативники – новый и незнакомый враг для Кремля. Хотя российское правительство подавило большую часть радикальных джихадистских материалов, циркулирующих в социальных сетях, оно не может полностью их ликвидировать. Оно также не готово принять, что около 5 тысяч россиян, которые уехали из страны в основном на Кавказ для борьбы с «Исламским государством», возвращаются, чтобы продолжить войну уже у себя дома. При всем своем опыте борьбы с традиционными сетями внутреннего терроризма, Кремль не привык бороться с аналогичными угрозами из-за рубежа.
Более того, если следователи обнаружат, что нападение в Санкт-Петербурге было ответным ударом на действия России против «Исламского государства» в Сирии, Кремлю, возможно, придется пересмотреть свою кампанию там. Изначально Москва участвовала в конфликте, чтобы усилить патриотизм российского народа и сплотить их для поддержки правительства – самопровозглашенного защитника от экстремистской группировки.
Однако за последний год энтузиазм общественности по поводу кампании Кремля в Сирии уменьшился. Недавние результаты опросов показали, что постоянное участие своей страны в сирийской войне одобряют менее половины всех россиян, по сравнению с предыдущими показателями в 65%. Многие россияне предпочли бы, чтобы Кремль сосредоточился на проблемах внутри страны, а не за рубежом; некоторые постеры во время недавних антикоррупционных протестов говорили об этом напрямую. Атака в понедельник в Санкт-Петербурге могла бы послужить еще одной причиной давления на руководство России для пересмотра своей роли в сирийской гражданской войне.