Москва сохраняет значительное влияние в Европе. Тем не менее, ее способность использовать это влияние против Украины, кажется, снижается, если верить четырем решениям, которые были приняты в течение последних двух месяцев.
Об этом в своей статье для сайта Atlantic Council, перевод которой сделал ONLINE.UA, написал директор Евразийского центра Дину Патричиу при Атлантическом совете Джон Хербст, который служил в качестве посла США в Украине с 2003 по 2006 год.
В глазах европейских политиков вмешательство Москвы в войну в Сирии ослабляет позицию Кремля в ситуации с Украиной. Это было видно на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 16 октября, которая нанесла серьезный удар по дезинформационной кампании Москвы. Самой важной ложью Москвы, в попытках ослабить санкции и поддержку Украины со стороны Евросоюза, является заявление, что на Донбассе идет украинская гражданская война, а не гибридная война под руководством, снабжением и финансированием Москвы, которая также включает участие значительного количества российских военных.
Приняв в октябре две резолюции, ПАСЕ предоставила четкое и истинное опровержение этому изложению ситуации. Первая резолюция определяет конфликт как российскую агрессию и призывает Россию "вывести войска с территории Украины и прекратить военные поставки террористам". Вторая резолюция осуждает "военное вмешательство России на востоке Украины", как нарушение международного права.
Эти резолюции были делом рук представителей ПАСЕ, которые хотел большей поддержки для Киева со стороны ЕС. И хотя у Москвы есть свои сторонники среди представителей в ПАСЕ, они в значительной степени были пассивны и позволили принятие резолюций из-за масштабного европейского гнева в связи с неизбирательными бомбардировками Москвы в Сирии. По словам украинского делегата Сергея Соболева, французская делегация сыграла важную роль в принятии этих резолюций.
Гнев Парижа из-за "военных преступлений" в Алеппо – как сформулировало это французское правительство – стал причиной второго удара по Кремлю: давно запланированный на 25 октября визит президента России Владимира Путина в Париж для участия в открытии нового российского культурного центра и встречи с президентом Франции Франсуа Олландом был отложен. Москва объявила об отсрочке визита после того, как Олланд дал понять Кремлю, что встреча в таких обстоятельствах не приветствуется.
Приключения Москвы в Сирии также перечеркнули усилия европейских друзей Путина по подготовке почвы для ослабления связанных с войной на Донбассе санкций следующим летом. В то время, как в Европе широко подразумевается, что санкции будут продолжены в январе 2017 года, итальянский премьер-министр Маттео Ренци попросил о широком пересмотре отношений ЕС и России на саммите лидеров ЕС 20-21 октября. Он надеялся обсудить важность улучшения отношений Евросоюза с Москвой, и то, какой ценой обходится нынешняя холодность.
Вместо этого, обсуждение было сосредоточено на гуманитарной трагедии, к которой привели неприцельные бомбардировки Москвы в Алеппо. Некоторые участники предложили дополнительные санкции против России как наказание. Лидеры не приняли эту рекомендацию, но обсуждение выявило растущее европейское недовольство Кремлем.
28 октября Москва пострадала от еще одного удара, связанного с Сирией, когда Генеральная Ассамблея ООН на голосовании лишила Россию места в Совете по правам человека, который находится в Женеве.
Перед голосованием, правозащитные организации распространили заявление, которое подписали восемьдесят общественно-политических организаций, с просьбой к странам "рассмотреть, пригодна ли Россия для продолжения деятельности как член главной межправительственной организации по правам человека, учитывая ее роль в Сирии, где она поддерживает и проводит военные операции, включая планомерные атаки гражданского населения и гражданских объектов".
Если сирийский вопрос сработал против Москвы и в пользу Украины осенью этого года, то рост популистского негодования в Европе произвел противоположный эффект. Ярчайший пример произошел в Нидерландах. Антиевропейские группы там собрали достаточное количество подписей на петиции для проведения референдума в апреле, который, несмотря на низкую явку в 32%, все равно отклонил глубокое и всеобъемлющее торговое соглашение ЕС с Украиной.
На саммите ЕС 20-21 октября премьер-министр Нидерландов Марк Рютте сказал своим коллегам в Евросоюзе, что Нидерланды, вероятно, не ратифицируют соглашение, без гарантий, что это соглашение не приведет Украину к членству в ЕС – неприемлемое условие. Рютте сделал такое заявление, с учетом всеобщих выборов, которые пройдут в Нидерландах в марте 2017 года; он не хотел бы, чтобы евроскептики использовали эту ситуацию против него.
Но даже в этом для Украины есть положительная сторона. Процедуры Евросоюза допускают реализацию соглашения еще до того, как его ратифицировали все двадцать восемь членов, до тех пор, пока нет четких индикаторов, что один или несколько членов его не ратифицируют. По словам инсайдеров в ЕС, заявление Рютте не было расценено, как окончательный отказ. Рютте обещал дать окончательный ответ по ситуации 31 октября, но в этот день было объявлено, что он отложил свое решение. Это означает, что в неофициальном порядке реализация соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС продолжается, в то время как Рютте может все еще правдоподобно заявлять у себя дома, что он его не поддерживает.
Как в Комиссии ЕС, так и в Европейской службе внешнеполитической деятельности широко поддерживают реализацию соглашения, или, если возникнут политические проблемы в одной или двух странах, предупреждают, что, найдут другой механизм для содействия реализации торгового соглашения между Украиной и Евросоюзом.
Вмешательство Москвы в войну в Сирии, возможно, привело к росту ее престижа на Ближнем Востоке, но не в Европе, что этой осенью стало хорошей новостью для Украины.