На прошлой неделе была вторая годовщина российской аннексии Крыма. На данный момент крымчане, особенно те, кто не поддерживает новый статус-кво, хорошо понимают, что значит жить под властью России. Новая пророссийская "власть" полуострова свободно использует нечестную судебную систему, запугивания и прямое насилие в отношении своих оппонентов.
Старший руководитель программ организации Freedom House Мэтью Шааф в своей статье для Foreign Policy, перевод которой сделал ONLINE.UA, высказал мнение о том, что если Украина хочет получить Крым обратно, она должна помнить о жителях полуострова и понять, что его дальнейшая изоляция будет работать только на пользу России.
Приверженцев Украинской православной и католической церквей, представителей ЛГБТ, людей, которые хотят сохранить свою украинскую идентичность, и всех, кто противится оккупации, вытесняют, или же они вынуждены уйти в подполье. Крымские татары, которые стали меньшинством на своей родине, после жестоких репрессий и депортации во времена советской власти, особенно пострадали. Десятки тысяч людей покинули полуостров с момента начала его оккупации, в том числе многие предприниматели, активисты гражданского общества, а также религиозные лидеры и люди, работающие в сфере образования.
Все это представляет огромную проблему для безденежного украинского правительства, которое остается решительным, наряду с большей частью остального мира, в том, что аннексия Крыма была незаконной, что он остается оккупированной украинской территорией и должен вернуться в Украину.
Но если Украина действительно хочет удержать надежду, что Крым может в один прекрасный день вернуться, она должна изменить свой подход, считает автор статьи. Правительство не воспользовалось возможностями сделать жизнь крымчан проще, разрешить свободную отчетность о нарушениях в России или развивать связи между крымчанами и материком. Вместо этого Киев, похоже, снял с себя ответственность за полуостров, который он больше не контролирует, позволив предлагаемым реформам увязнуть в бюрократии. Мало того, что это вредит жителям полуострова, но и дает им мало выбора, кроме как переориентировать свою жизнь на российскую действительность, ослабить связь с Украиной и сделать идею о возможном возвращении Крыма еще более отдаленной.
Есть конкретные действия, которые Украина может предпринять для того чтобы поддерживать связь с Крымом. Полуостров, который когда-то полагался на Украину в обеспечении электроэнергией, продуктами и другими товарами, теперь почти полностью отрезан из-за российских (и украинских) грузовых ограничений и так называемой гражданской блокады, введенной в действие с сентября 2015 года свободной коалицией украинских националистов и крымскотатарских активистов.
Более того, неизвестные диверсанты, возможно, связанные с блокадчиками (отметим, что этот факт доказан не был, - ред.), уничтожили линии электропередач, по которым поставлялась большая часть электроэнергии в Крым, погрузив полуостров в темноту в ноябре 2015 года. Хотя часть разрушенной инфраструктуры была отремонтирована, спор между Украиной и Россией по поводу условий предоставления энергии привел к тому, что Крым до сих пор страдает от перебоев в ее подаче.
Украинское правительство оказывает поддержку гражданской блокаде, не только, по-видимому, обеспечивая обучение волонтеров, но и позволяя ей продолжаться по сей день. Результатом является то, что крымчане не могут купить продукты украинского производства (приобретение которых для некоторых было тихим актом неповиновения), а цены на полуострове возросли, запасы уменьшились. В то время как Украина должна предотвратить поставки товаров, которые могут быть использованы оккупационными властями, чтобы усилить их влияние, также должно быть место для продуктов и других предметов, в которых нуждаются люди, и использование которых не может считаться поддержкой оккупации.
Жесткий контроль Киевом потока людей из Крыма и на полуостров усложняет получение внешним миром информации о нарушениях прав человека и других событиях. Хотя украинское правительственное постановление, регулирующее поездки в Крым, недвусмысленно включает в себя деятельность в области прав человека и журналистику в качестве основания для получения разрешения на поездку, процедура для иностранцев сложна и достаточно забюрократизирована. Те, кто стремится поехать в Крым, не может подать заявление онлайн или из-за рубежа, они должны представить все документы на украинском языке, и часто приходится ждать по крайней мере пять дней - а иногда и месяцы – до получения разрешения. Эта система создает стимул для тех, кто хочет поехать в Крым, чтобы либо нарушить законодательство Украины, отправившись туда через Москву, или отказаться от поездки в целом.
В недавнем кратком документе по вопросам политики Freedom House и другие правозащитные организации рекомендовали Украине изменить требование насчет получения разрешения на въезд в Крым на то, которое требует только уведомления о намерении туда поехать. Система должна однозначно разрешить поездки в Крым иностранным адвокатам, чтобы защитить тех, кто подвергается гонениям в судебном порядке. Эти реформы позволили бы организовать более свободный поток журналистов, правозащитников и других, желающих поехать в Крым, чтобы встретиться с местными жителями и рассказать о их жизни, делая усилия России по блокированию потока информации с полуострова более сложными.
Украинская бюрократия также делает повседневную жизнь крымчан – тех, которые до сих пор остаются на полуострове, и тех, кто уже уехал – излишне сложной. Согласно украинскому законодательству, человек, зарегистрированный по крымскому адресу, живет он там или нет, классифицируется как нерезидент Украины, что делает невозможным для него открывать банковские счета или вести другие дела с украинскими банками. Только те, кто официально зарегистрирован украинским правительством в качестве лиц, внутренне перемещенных - возможно, чуть более половины тех, кто бежал на материковую часть Украины - в состоянии обойти это правило.
Тем, кто решил остаться в Крыму приходится иметь дело с отказом Украины признать свидетельства о рождении и смерти и другие важные документы, выданные властями полуострова. Для того, чтобы эти события жизни были официально зарегистрированы украинским правительством, нужно получить решение украинского суда за пределами Крыма по каждому случаю – процесс, который отнимает много времени и является потенциально дорогим для людей, которые редко, если вообще когда-либо, покидают полуостров и не имеют ни ресурсов, ни необходимых средств, чтобы обратиться в суд. Правительство в Киеве должно сократить эти препятствия. Оно может сделать это путем создания более простого и быстрого пути для жителей Крыма получать официальные документы, открывать банковские счета и так далее.
Надо отдать должное, Киев добился определенного важного прогресса в обеспечении возможности для крымчан учиться на материковой части Украины, например, дав им право на бесплатное обучение в украинских вузах. Но это должно быть лишь отправной точкой более широкой стратегии, позволяющей крымчанам получить доступ к украинскому образованию и культурным ресурсам в рамках таких программ, как дистанционное образование. Без этих программ у крымчан будет доступ только к российской учебной программе на русском языке.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин был абсолютно прав, когда сказал, что Украина должна «на собственном примере им (крымчанам – ред.) показать, что их будущее - в европейской демократической Украине, а не в Крыму под российской временной оккупацией». По мнению большинства наблюдателей, однако, правительство до сих пор не установило конкретную политику в отношении возвращения Крыма и не приняло определенных решений по вопросам безопасности, и культурным и гуманитарным аспектам оккупации. Если они не будут решены, Украина рискует еще больше испортить отношения с крымчанами и заставить их интегрироваться в Россию.
Киев должен сосредоточить внимание на укреплении бизнеса, образовательных и личных связей между крымчанами и жителями материковой части Украины, поддерживать отчеты о происходящих на полуострове событиях и, если брать шире, призывать крымчан принимать участие в построении будущего Украины. Эти шаги являются необходимым компонентом любых реалистичных усилий по возвращению Крыма обратно под украинское крыло. И если они не будут предприняты, это возвращение становится еще менее вероятным.