Украина обязалась ускорить экономические реформы - в том числе борьбу с коррупцией – после того как Международный валютный фонд одобрил выплату ей транша кредита в размере $1 млрд.
Про обещания, которые дала Украина, и том, какие реформы ждут страну после получения нового транша от МВФ, рассказали журналисты Роман Олеарчик и Шон Доннан в своей статье для The Financial Times, перевод которой сделал ONLINE.UA.
Совет директоров Международного валютного фонда в среду одобрил очередной транш после 13 месяцев задержки, решив, что, несмотря на отсутствие ряда важных решений новых властей, в Киеве добились прогресса в реформах, необходимых в рамках получения $17,5-миллиардной финансовой помощи МВФ.
В интервью незадолго до решения министр финансов Украины Александр Данилюк заявил, что страна готова к ускорению реформ, включая серьезные изменения пенсионной системы, систем образования и здравоохранения.
"Да, у нас ушло 13 месяцев, но сейчас крайне важно показать, что мы продолжаем работать с МВФ и проводим реформы, - сказал он. – И мы готовы ускорить внедрение реформ".
Перезагрузка в программе МВФ также открывает путь для получения Киевом гарантий по кредиту в $1 млрд от США и сотен миллионов долларов в качестве дополнительного финансирования со стороны ЕС и других международных финансовых институтов.
Свежая финансовая помощь, отмечает издание, необходима, чтобы поддержать хрупкую экономику, которой удалось показать первые признаки восстановления, после российской аннексии Крыма в 2014 году и разрушительной войны с поддерживаемыми Россией боевиками (и кадровыми войсками РФ, - ред), которая продолжается уже более двух лет.
Опубликованные в этом месяце правительством данные показывают рост ВВП в январе-июле на 0,7%, после более чем 16% сокращения в 2014-2015 годах. Данилюк сказал, что, по его мнению, экономика Украины вырастет на 1% в этом году и 3% в 2017-м.
"Экономическая ситуация стабилизировалась, но если вы посмотрите на долгосрочную перспективу, можно легко увидеть, как она может пойти на спад", - предупредил Данилюк.
Среди вопросов, которые задерживали переговоры с МВФ за последний год, были опасения, что Украина делает недостаточно для борьбы с коррупцией. Но Киев в последние месяцы ввел новую систему e-декларирования ((хоть и с серьезными проблемами, - ред.) и пытался искоренить взяточничество в таможенной службе, считает издание.
Юрий Луценко, назначенный новым генеральным прокурором Украины в начале этого года, в недавнем интервью Financial Times также указал на шквал уголовных дел, возбужденных в отношении прошлых и нынешних чиновников. "Многие из этих случаев застряли", - сказал он.
Но МВФ говорит, что впереди у Украины будет еще много вызовов.
В заявлении о решении в среду Кристин Лагард, генеральный директор фонда, заявила, что Украина проявляет "признаки восстановления", и похвалила правительство за разумную макроэкономическую политику и "смелые шаги", направленные на повышение тарифов на электроэнергию и восстановление банковской системы.
Однако она также предупредила, что украинским властям необходимо внедрить больше налоговых реформ, чтобы взять бюджет под контроль, решить вопрос большого структурного дефицита в пенсионной системе и делать больше для рекапитализации банков и возвращения кредитов связанным сторонам и невозвратных кредитов, которые по-прежнему досаждают банковской системе.
"Устойчивое восстановление требует завершения структурных преобразований экономики, где многое еще предстоит сделать, включая борьбу с коррупцией и повышение эффективности управления", - сказала она.
Лагард также заявила, что спор с Россией по поводу решения Киева не погашать $3 млрд долга (так называемого "долга Януковича", - ред.) и отказ Владимира Путина принять условия реструктуризации частными кредиторами необходимо "быстро" решить.
Россия ранее на этой неделе заявила, что будет голосовать против выплаты денег МВФ Киеву из-за затяжного спора. Но было непонятно сразу, действительно ли она так сделала в среду, так как голосование МВФ было тайным.
Голосование совета директоров МВФ произошло через шесть месяцев после того, как пропрезидентский политик Владимир Гройсман заменил Арсения Яценюка на посту премьер-министра Украины, завершив самую большую политическую встряску после того, как революция на Майдане в 2014 году поспособствовала приходу к власти прозападного руководства страны.
Критикуемое дома, но получающее похвалы от Запада за принятие непопулярных мер жесткой экономии, которые помогли макроэкономической стабилизации, правительство Яценюка договорилось о $17,5-миллиардной программе МВФ в 2015 году, получив два транша на общую сумму $6,7 млрд. Это произошло до того, как политические междоусобицы подорвали реформы и программу МВФ.
Приняв на себя руководство и повысив тарифы на коммунальные услуги до рыночного уровня, правительство Гройсмана первоначально, надеялось получить от МВФ транш в размере $1,7 млрд в июне-июле. Но решение совета МВФ неоднократно откладывалось, так как затягивалось внедрение других реформ - в том числе, критично необходимой приватизации государственных компаний. Критики также указывают на ухудшение уровня жизни в Украине, резюмирует The Financial Times.