Центральным принципом национальной стратегии США с начала холодной войны стало поддержание технологического и военного превосходства над противниками. Начиная с 2014 года, однако, администрация Барака Обамы посредством публичных заявлений и появления Инициативы инновационной обороны (Defense Innovation Initiative (DII)) министерства обороны страны дали понять, что "превосходство" Соединенных Штатов находится под угрозой. Таким образом, цель DII заключается в выявлении и развитии того, что было названо "Третья стратегия противовеса" - набора в корне меняющих расклад сил технологий, которые будут восстанавливать или поддерживать военное доминирование страны в будущем.
Одним из ключевых вопросов, которые в своей статье «Что не так с большим новым планом обороны Америки» для The National Interest, рассматривают Джефри Биалос и Стюарт Кель, является состояние вооружения и военный потенциал России, и то, насколько его можно сравнивать с американским в свете военной стратегии США. Перевод сделал ONLINE.UA. ( Джефри Биалос (Jeffrey Bialos) - помощник заместителя министра обороны по промышленным вопросам в администрации президента Билла Клинтона; Стюарт Кель (Stuart Koehl) работал над оценкой иностранных военных сил для военного ведомства Управления общих оценок США).
«Третья стратегия противовеса» создана как необходимый ответ на «возрождающуюся, реваншистскую Россию и рост Китая», которые, по мнению первого замминистра обороны США Роберта Уорка, обретают очертания «великих держав», у которых достаточно военных сил и средств, чтобы бросить вызов Соединенным Штатам в широкомасштабной обычной войне. Также, согласно этой точке зрения, у них достаточно сил ядерного сдерживания, чтобы пережить первый удар.
Практически нет сомнений в том, что Китай, - равный или почти равный конкурент, - является угрозой в долгосрочной перспективе. Делая значимые, но избирательные инвестиции в оборону, Китай сосредоточился на своих военно-морских, воздушных, космических возможностях и киберпространстве, в том числе, на создании нового поколения баллистических ракет, новых ударных субмарин и подводных ракетных крейсеров, истребителей пятого поколения, противоспутникового оружия, гиперзвукового ударного оружия, а также целого ряда наименований оружия против авиации.
Реальные сомнения сосредоточены на России. В частности, пор мнению авторов материала, есть вопрос, следует ли рассматривать её возможности как угрозу, имеющую отношение к формированию будущих сил США и Третьей стратегии противовеса.
Конечно, недавние агрессивные действия России в Украине и Сирии отмечают кардинальные изменения. Президент РФ Владимир Путин в настоящее время желает получить более активную роль в глобальных делах, используя военные возможности России для поддержки своих интересов, даже если при этом он рискует нарушить международные нормы и попасть под международные санкции или международное осуждение.
Существуют всевозможные причины нового положения России, в том числе желания вернуть себе ведущую роль на мировой арене - оппортунизм (использование возникших ситуаций для достижения своих интересов, как в Украине), вакуум, оставленный ограниченным вмешательством США и Запада (особенно в Сирии) и построение внутренней поддержки режима, в свете сложных экономических трудностей и падения цен на нефть.
Конечно, у будущих действий России есть вероятные границы, которые до сих пор были ограничены традиционными сферами ее влияния. Тем не менее, можно считать, что российская угроза выросла, и что Соединенные Штаты и их союзники должны быть лучше подготовлены к ряду гибридных непредвиденных обстоятельств. НАТО предпринимает шаги по укреплению своего восточного фланга, включая танковую бригаду, базирующуюся в государствах-членах Альянса в Восточной Европе.
Тем не менее, важно различать шаги по решению проблемы российской угрозы, путем усиления развертываний, операций, готовности и обучения имеющихся и модернизирующихся сил (чтобы сохранить навыки и способности на случай войны высокой интенсивности) и по созданию «превосходящей» силы будущего. Несмотря на агрессивные действия России в Украине и Сирии, сложно рассматривать РФ в долгосрочной перспективе как возрождающуюся великую державу, которой стоит уделять значительное внимание при формировании будущих вооруженных сил и Третьей стратегии противовеса.
Ограниченные ресурсы и сокращение численности населения
Наряду с примерно семью тысячами ядерных боеприпасов, у России также есть экономика, которая меньше, чем у Италии, и быстро стареющее и сокращающееся население. Кроме того, эта экономика имеет в значительной степени нефтедолларовую основу, и падение цен на нефть привело к значительному сокращению ВВП РФ за последние несколько лет (отрицательные 3 процента в 2015 году), с вероятным последующим сокращением.
Допустив истощение вооруженных сил в течение нескольких лет (за исключением, возможно, ракетных войск стратегического назначения), Россия проявила амбиции в увеличении своего военного бюджета и модернизации своих сил, объявив о его увеличении до $75 млрд в 2014 году. Тем не менее, эти планы были в основном приостановлены, поскольку девальвация рубля сократила российскую потребительскую способность примерно в два раза (т.е. до эквивалента $35 млрд в год). Впоследствии Россия объявила, что будет сокращать свой военный бюджет-2016 на 5%, одновременно столкнувшись с дополнительными расходами за счет более высокого темпа операций (в Сирии и вдоль границы с Украиной). Международные санкции также могут оказать влияние на производство продукции военного назначения, так как много современных деталей, необходимых России, должны быть закуплены у международных поставщиков.
Таким образом, финансовая реальность не оставляет ресурсов для модернизации военной силы не говоря уже о разработке нового современного оружия, из-за которого Министерство обороны США проявляет особую озабоченность. И, если сравнивать, весь военный бюджет России составляет лишь малую часть (от 7% до 8%) расходов на оборону в США.
Ограниченная военная модернизация
Большая часть военной техники России была произведена в советскую эпоху. Большая часть её танков, которых больше 12 тысяч, находятся в плохом состоянии, и только примерно 2800 - в рабочем (в основном, Т-72 1970-ых годов выпуска). Даже хваленые системы противовоздушной обороны России были разработаны во времена Советского Союза и подвергались лишь постепенным улучшениям. ВВС России в настоящее время опираются на боевые самолеты, разработанные (и, в основном, построенные) во время холодной войны, и российский флот также зависит от стареющих кораблей и подводных лодок, находящихся в плачевном состоянии, укомплектованных плохо обученным экипажем.
В то время, как Россия ограниченно использовала современное оборудование в Сирии и Украине, в том числе беспилотные летательные аппараты, бомбы и ракеты с лазерным наведением, а также оптико-электронное оружие, большая часть российских ресурсов, задействованных в этих операциях, являются старыми системами, оставшимися от предыдущей эпохи.
По всем статьям, усилия России по модернизации своего оборонного потенциала до сих пор были ограниченными, и это в лучшем случае. Несмотря на появление новинок, Россия не смогла разработать новый основной боевой танк или БМП, и до сих пор опирается на советские проекты, которые уступают таковым проектам в США. Ее будущая программа по истребителям, ПАК ФА, застопорилась из-за стоимости и технических вопросов, поэтому обещания о создании новых носителей и тяжелых бомбардировщиков не были реализованы.
Россия успешно модернизировала свои стратегические ядерные силы, которые считаются политически полезными - как для запугивания соседей, так и для поддержания имиджа России как великой державы. Были разговоры о передислокации Россией маломощного тактического ядерного оружия в качестве потенциальной контрмеры американскому превосходству в точности оружия, но является ли это реальной угрозой, вопрос спорный. Россия хорошо знает, что пересечение ядерного порога приведет к риску неконтролируемой эскалации, на что Москва, вероятно, не готова пойти ради достижения ограниченных региональных целей.
Военные России также неоднократно безуспешно пытались профессионализировать свои вооруженные силы. Не в состоянии привлечь добровольцев, армия РФ по-прежнему полагается на непопулярных призывников; уклонение от военной службы в стране повсеместно. В результате, в России на сегодняшний день, по сути, два вида военных: небольшая, профессионального уровня военная сила составом около, возможно, ста тысяч человек, и гораздо большая сила плохо обученных, плохо мотивированных призывников с устаревшим, едва работающим оснащением. Первые способны поддерживать внутреннюю безопасность, проведение мелкомасштабных экспедиционных операций и, возможно, захватить и занять часть соседних государств в условиях несильного или неорганизованного сопротивления. У вторых - очень ограниченное военное применение.
Есть серьезные сомнения, будет ли Россия в состоянии в обозримом будущем поддерживать постоянную угрозу для военной силы США. Россия, скорее всего, будет региональной державой со стареющими силами и выборочно модернизированными возможностями в отдельных областях, где могут быть сделаны экономически эффективные инвестиции (например, киберсфера). Таким образом, у РФ есть возможность создать хаос на своей периферии и создать проблемы на некоторых других территориях. Но рассматривать Россию как "возрождающуюся" великую державу, и возможности России как основу для «стратегии противовеса» – то есть, развития американской будущей мощи – в лучшем случае, довольно спорно, резюмируют авторы материала.