У интернета есть сила продвигать демократические идеалы, делая знания более доступными и помогая избирателям сделать более осознанный выбор. Но картина, описанная свидетелями на слушаниях в Сенате, состоявшихся 30 марта в двухпартийном парламенте, – группой, в которую вошли ученые, бывшие сотрудники разведслужб и консультанты по кибербезопасности, – показывает, как интернет одновременно делает эти идеалы уязвимыми.
Все шесть свидетелей согласились с тем, что Россия стоит за дезинформационной и пропагандистской кампанией, призванной сорвать президентские выборы в США в 2016 году, пишет в своей статье «Четыре вещи, которые нужно знать о дезинформационной кампании в России в 2016 году» журналист ресурса PolitiFact Лорен Кэрролл, перевод статьи которой сделал ONLINE.UA.
Их показания вышли за рамки доклада разведывательного сообщества от 6 января 2017 года, в котором был сделан вывод, что президент России Владимир Путин лично «заказал кампанию влияния, направленную на президентские выборы в США в 2016 году». Шесть экспертных свидетелей описали тактику России как современную версию «активных мероприятий» времен холодной войны – тактику советского руководства по разрушению и влиянию на политику их врагов.
По их словам, Кремль, по-видимому, считает кампанию активных мероприятий успешной, даже если это непосредственно не изменило ход выборов.
Чтобы Соединенные Штаты предотвратили будущие дезинформационные кампании из России, они рекомендовали создать киберзащиту, быстро опровергать ложные истории и теории заговора и работать с социальными сетями для решения проблемы поддельных и автоматически создаваемых профилей.
Учитывая, что изучение дезинформации – это ежедневное занятие PolitiFact, мы хотели предоставить читателям четыре ключевых вывода прошедшего слушания.
1. Эксперты полагают, что Россия провела дезинформационную кампанию во время выборов.
После двух десятилетий затишья, Россия начала усиливать свои активные мероприятия против Соединенных Штатов, начиная примерно с 2014 года. Эти мероприятия варьируются от взлома частных аккаунтов важных личностей до использования социальных сетей для распространения фейковых новостей, продвигающих интересы России. Она даже придумала автоматизированных ботов для создания учетных записей в социальных сетях, под видом американцев, чтобы помочь продвинуть свое освещение событий. Эти усилия особенно увеличились на выборах 2016 года.
Читайте также: Путин готовит новый военный удар: западные СМИ увидели несколько признаков
На основании изучения оставленных улик, аналитики по вопросам безопасности в киберпространстве уверены, что сотрудники российской разведки взломали серверы Национального комитета демократической партии и персонала кампании Хиллари Клинтон, и впоследствии обнародовали обнаруженную информацию. Простой пример: аналитики изучили, что 98% времени хакеры действовали в рабочее время в Москве и Санкт-Петербурге, и они говорят по-русски, сказал Кевин Мандиа, генеральный директор фирмы по кибербезопасности FireEye.
Некоторые из экспертов также обратили внимание на такую схему: поддерживаемые государством российские СМИ, такие как RT и Sputnik, продвигают преувеличенные или ложные истории, которые распространяются в социальных сетях, которые затем попадают на англоязычные конспирологические сайты, а иногда и в руки тогда еще кандидата в президенты Дональда Трампа – например, когда он сделал неверное заявление о нападении в Бенгази в 2012 году, которое могло быть вызвано статьей издания Sputnik.
«Именно совокупность попыток России открыто вводить в заблуждение, дезинформировать, преувеличивать, является более убедительной, чем любые киберулики. RT, трансляции Russia Today, интернет-тролли, фальшивые новости и т.д. – на сегодняшний день это неотъемлемая часть российской внешней политики», – сказал Евгений Румер, бывший сотрудник разведки и директор Программы России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир.
2. Целью российского правительства было не просто избрать Трампа или добиться победы над Клинтон. Целью было разрушить американскую демократию.
Эксперты говорят, что российские официальные лица хотят, чтобы западные лидеры симпатизировали их мировоззрению, и поэтому вполне логично, что они поддержали Трампа, который выразил скептическое отношение к НАТО и Европейскому союзу. Но помимо этого, Россия хотела разрушить политические симпатии и вызвать недоверие к политическим институтам, чтобы сделать американскую демократию нестабильной.
Возможно, по этой причине нет свидетельств того, что россияне вмешивались в подсчет голосов, но в некоторых штатах они получили доступ к спискам избирателей. Россия скорее бы тонко создала восприятие, что выборы могут быть сфальсифицированы, чем на самом деле их сфальсифицировала, заявил Клинт Уоттс, старший научный сотрудник Института исследований внешней политики и бывший специальный агент ФБР.
По словам профессора Королевскомго колледжа Лондона Томаса Рида в ходе президентских выборов в 2016 году Россия действовала предприимчиво в связи с сильной поляризацией в американской политике.
«Проверенный способ активных мероприятий состоит в том, чтобы использовать имеющиеся у противника недостатки против него же, вбивать клинья в ранее существовавшие трещины, – сказал Рид. – Чем более поляризовано общество, тем оно уязвимее, а в 2016 году Америка была сильно поляризована, с множеством трещин, куда можно вбивать клинья, но не старые, а улучшенные высокотехнологичные клинья, что позволило кремлевским оперативникам атаковать свою цель быстрее, более оперативно и в гораздо более масштабно, чем когда-либо прежде».
3. Преступники были как открытыми, так и скрытыми, а в некоторых случаях они даже не знали, что они задействованы.
Группа исследователей, в которую входит Уоттс, разделила активных субъектов на три группы:
белая – открытая российская пропаганда и спонсируемые государством СМИ;
серая– источники с неопределенными связями с Россией, такие как WikiLeaks и конспирологические сайты;
черная – скрытые операторы, такие как хакеры или поддельные учетные записи в социальных сетях, создаваемые в массовых масштабах.
WikiLeaks не подтвердил, что получил электронные письма Демократической партии от российского агента, но аналитики в целом полагают, что это было именно так. Возможно, что WikiLeaks и другие СМИ были «невольным агентом» России, преследуя свои собственные цели, не осознавая и не рассматривая вероятность того, что они также продвигают российские идеи. Рид говорит, что в советскую эпоху специалисты по дезинформации предпочитали использовать именно таких «невольных агентов».
Читайте также: Путин выбрал четыре новых мишени в Европе, Западу придется несладко – частная разведка США
«Для них нет противоречия между тем, чтобы быть честным американским патриотом и в то же время способствовать делу России», – сказал Рид.
В связи с этим Уоттс сказал, что россияне контролируют поддельные аккаунты в социальных сетях, которые созданы так, чтобы выглядеть как американские, в надежде на то, что реальные американцы будут им больше доверять и пересылать распространяемые ими ложные или пророссийские статьи.
4. Это будет продолжаться, особенно с учетом того, что Путин, видимо, считает, что кампания по вмешательству в выборы была успешной.
Румер говорит, что действия России окупились, создав «серьезный отвлекающий фактор» в Соединенных Штатах, нанеся ущерб мировой репутации США и продемонстрировав, что Россия способна вынудить сверхдержаву совершить ошибку.
«Это новая норма, – сказал Румер. – В ближайшие месяцы и годы Россия будет опираться на этот инструментарий – на предстоящих выборах во Франции и в Германии в этом году, и в наших собственных будущих политических кампаниях. Обман и активные мероприятия уже давно были и будут оставаться в обозримом будущем одним из основных направлений отношений России с внешним миром».
Уоттс говорит, что он все еще видит свидетельства того, как связанные с Россией аккаунты пишут Трампу в Twitter, когда думают, что он может быть в сети, в надежде, что он выдвинет определенную теорию заговора. Но Россия не обязательно всегда будет поддерживать Трампа и его сторонников, потому что ее мишени меняются, в зависимости от ее целей.
«Завтра их мишенью может стать любой республиканец, а потом она опять поменяется, – сказал Уоттс. – Все зависит исключительно от того, чего они хотят достичь в перспективе, в зависимости от целей российской внешней политики».