Для революции в России, или любой другой стране постсоветского пространства, необходимо выполнение пяти условий, которые сделают смену власти неизбежной.
Об этом в интервью ONLINE.UA заявил известный российский историк, профессор, доктор исторических наук Валерий Соловей.
«Первое: экономические и социальные проблемы. Главное — даже не сами проблемы, а их восприятие. В одних условиях социальное неравенство выглядит приемлемо, а в других — оскорбительно», — подчеркнул он.
По его словам, «в Украине перед Оранжевой революцией 2004 года был беспрецедентный экономический рост, что позволило сформироваться украинскому "среднему классу", но этот средний класс воспринимал экономическую ситуацию в стране как несправедливую, неэффективную и коррумпированную».
«Второе: неэффективность власти. Если власть выглядит несправедливой и слабой одновременно, то это вызывает общественное негодование. В 2013 году Революция достоинства начиналась довольно вяло. Но после того, как в конце ноября милиция избила на Майдане Независимости студентов, началась массовая мобилизация», - напомнил ученый.
Соловей отметил, что в то время «в глазах общественного мнения власть поступила несправедливо».
«Она поступила еще и крайне глупо с точки зрения собственных интересов, то есть неэффективно. Если бы этого избиения не случилось, события развивались бы по-другому, и лагерь на Майдане мог бы рассосаться. В революциях всегда именно власть выступает провокатором массового недовольства», — добавил историк.
Третьим условием революции ученый назвал соответствующую идеологию.
«Во всех революциях и во все эпохи она сводится к двум пунктам. Во-первых, мы хотим справедливости! О справедливости говорят все, хотя понимают под нею разные вещи. Во-вторых, главным препятствием на пути к справедливости считают несправедливую власть. Революционная идеология всегда простая и популистская», - заявил он.
Соловей подчеркнул, что это является сильной стороной такой риторики, «потому что люди не дискутируют о будущем государственного устройства или экономической модели, а просто хотят справедливости здесь и сейчас, и хотят свергнуть власть, в которой видят источник несправедливости».
«Четвертый фактор: раскол элит. Он происходит не сразу. Для этого раскола необходимо давление снизу. Если оно есть, то часть элиты думает: мы бы не хотели идти на дно с этим режимом, давайте присоединимся к восставшему народу. Пример Украины здесь весьма показателен. Раскол элит был и во время Оранжевой революции, и во время Революции достоинства. Таким образом, формируется единство части элиты и революционного народа», — напомнил эксперт.
И пятым фактором является внешнее воздействие.
«Под внешним воздействием не надо понимать какой-то заговор, засылку пропагандистов или оружия. Хотя в первой половине ХХ века такие методы широко использовались коммунистами и Советским Союзом. Но не только ими. Сегодня внешнее воздействие реализуется иначе: через финансирование, помощь и поддержку институтов гражданского общества, правозащитников, независимой прессы. То есть, посредством создания таких вот гражданских сетей», — рассказал историк.
Соловей добавил, что «внешнее влияние — это также пример того, как можно жить, мир открыт, можно по нему более-менее свободно ездить, есть интернет: люди сравнивают жизнь, например, в Украине и РФ, в Польше или Германии».
«Где лучше жить? После этого человек задается вопросом: а почему мы живем так плохо? Далее следует мысль, что можно жить лучше, и надо бы попробовать это организовать у себя дома. В Украине Запад выступал моделью для подражания, а Россия — антимоделью. Вот в этом сила внешнего воздействия — в привлекательности модели, а уже потом в формировании социокультурных сетей гражданского характера. Означают ли такие сети, что Запад инвестирует в политику и готовит заговор? Нет. Но эти сети объективно служат инструментами его влияния. Это то, что принято называть soft power — "мягкая сила", — резюмировал он.