До появления русских в Средней Азии ездили на слонах – путешественник Евгений Ихельзон
Категория
Мир
Дата публикации

До появления русских в Средней Азии ездили на слонах – путешественник Евгений Ихельзон

До появления русских в Средней Азии ездили на слонах – путешественник Евгений Ихельзон
Источник:  online.ua

ONLINE.UA продолжает публиковать беседу журналиста Ярослава Гребенюка с путешественником и блогером Евгением Ихельзоном, основателем проекта "Я люблю Азию". Ранее путешественник рассказал об изменениях, которые он заметил, вернувшись в Киев, и о своем проекте. 
В продолжении интервью — рассказ Ихельзона о том, как изменились страны Средней Азии после выхода из Советcкого Союза, и о тренде, который побеждает в современной Украине.
- Месяц назад ты читал лекцию про Центральную Азию, а потом извинялся, что не успел рассказать про Узбекистан и слонов. Расскажи!
- Да, про слонов это очень важная информация была.
В Центральной Азии просто понимаешь, как сильно может измениться жизнь народов. Республики Средней Азии Советского Союза изменили жизнь очень сильно, они увидели будущее определенным образом и вернулись к своим культурным традициям.
Они себя полностью декоммунизировали, дерусифицировали, и жизнь там совсем другая, нет ощущения, что мы огромное время жили в одной стране вообще. Да, в некоторых странах еще говорят на русском языке – это единственное, что осталось.
А было представление, что вот эти страны Средней Азии близки нам, как осколки Российской империи. Так вот представь, до того, как туда пришли русские, все эти ханы ездили на слонах! И даже ворота во дворцах сделаны так, чтобы проехать на слоне – в Коканде, Хиве, Бухаре.
У Бухарского эмира было четыре слона – и это недавно, уже в ХХ веке. Эти страны были тесно связаны с Индией, с Афганистаном. Тамерлан, или Эмир Тимур, как его называют в Узбекистане, ходил в поход в Индию и пригнал оттуда девяносто пять слонов. И, согласно источникам, на этих слонах строили в Самарканде Мавзолей Биби-ханым - старшей жены Тамерлана.




Фото: russianasha.ru 
То есть, эти страны черпали вдохновение в индийской цивилизации, и потомки Тамерлана завоевали потом Индию, правили там как династия Великих Моголов. Когда мы это понимаем, мы совсем по-другому себе представляем Узбекистан.
- Так что там произошло с декоммунизацией?
- В Узбекистане эту работу провели прекрасно. Все под ноль зачищено. Ни комсомольцев, ни коммунистов, никаких Фрунзе, Лениных. Вместо этого в Узбекистане появился культ Тамерлана, повсюду ему памятники ставят.



Памятник Тамерлану
И ведь совсем недавно, 20 лет назад, когда я попал в Ташкент, он напоминал Симферополь. А сейчас понимаешь, что изменения, произошедшие там – колоссальны. Причем эти республики ушли не только от «русского мира», но и друг от друга – в разные стороны. Нам с нашей «околоевропейской» колокольни кажется, что все там одинаково: в Узбекистане – диктатура, в Таджикистане – диктатура, в Казахстане – диктатура, но эти страны, повторяю, ушли в разные стороны, стали очень сильно отличаться. Я 20 лет не был в Таджикистане, никогда – в Туркмении, ввиду закрытости этой страны. Но в Киргизии, Узбекистане, Казахстане и в китайской Уйгурии я был буквально месяц назад, поэтому могу свободно говорить о том, что там происходит. Так вот, я считаю, что самым аутентичным местом, где вы можете увидеть Среднюю Азию, является Уйгурия – китайская провинция Синьцзян. Там люди позволяют себе даже игнорировать китайское время, чего в Китае никто себе не позволяет. То есть, утром не ездят автобусы, закрыты магазины, и движение начинается только часам к одиннадцати по пекинскому времени. И еще – помнишь фильмы про басмачей, которые боролись с советской властью? Так вот, эти типажи тоже можно увидать в китайской Уйгурии. Люди ходят в галошах, стеганых халатах, тюбетейках… Это есть и в Узбекистане, но можно сделать вывод, что русская оккупация в Средней Азии оставила намного больший след, чем китайская…
- А какую роль стал играть там ислам, после возвращения к традициям?


- Тоже очень интересно. Там боятся исламизации общества, это может подорвать власть местных лидеров и дестабилизировать обстановку в регионе.
Например, в Узбекистане настолько боятся исламского влияния, что там запрещено носить бороду, молодые люди ходят все бритые. Недавно мы заехали в Узбекистан после долгого путешествия по горам Кыргызстана — там бриться не было никакой возможности. Приехали все бородатые, и первый же водитель-узбек удивился: "Вы откуда такие? А — Юкрейн! А то, если бы вы были узбеки, вас бы тут уже побрили!" То есть, если ты носишь бороду, ты этим показываешь, что ты — радикальный мусульманин, а возможно — и ваххабит. В Кыргызстане еще можно кого-то увидеть с бородой, но сейчас уже и там начинают закручивать гайки. Точно так и в Таджикистане.


А в Туркменистане, чтобы противостоять исламизации, был создан собственный новый миф, фактически, новая религия на основе почитания Туркменбаши — бывшего президента Сапармурата Ниязова. Ниязов написал книгу "Рухнама", по которой вся страна учится. Там изложено мировоззрение Туркменбаши, рассказано о древних героях, о корнях и ценностях туркменов. Собственно, создана книга, которая важнее Корана. Создан новый культ, своя мифология — сделано все, чтобы Туркменистан не стал мусульманским. И все эти опасения справедливы. Есть факты, что за ИГИЛ активно воюют выходцы из Центральной Азии, больше всего — таджиков, а также достаточное количество узбеков и киргизов. Они просто ездят за деньги воевать. Но вместе с деньгами они привозят и идеи — и эти идеи опасны для существования и демократии, и националистической деспотии. В Узбекистане газеты пишут, что сотни узбеков воют за ИГИЛ. Тех, кого уличили в наемничестве, сажают в тюрьму. В некоторых странах за решетку попадают еще и родственники террористов, их держат в заложниках. Если попадается наемник, родственников отпускают. Подобные примеры есть не только в Узбекистане, но и в Малайзии.


Читайте также: В ДНР считают, что если соврут ради империи, им воздастся — Евгений Ихельзон
Как производится вербовка? Человек уезжает за рубеж, и как ты проверишь, чем он там занимается? Узбеки, казахи, киргизы могут спокойно учиться в Малайзии, например, а там попасть в мечеть, к имаму, который будет им рассказывать, как классно поехать в Сирию воевать во имя Аллаха. И вместо того, чтобы учиться, он поедет воевать в Сирию. А потом вернется домой — в Ташкент или Бишкек.
Радикализация мусульман — это очень влиятельный тренд во всех мусульманских странах без исключения. Поскольку люди недовольны жизнью, правительством, президентом, окружающим миром, они не видят перспектив. И тут им предлагают простые решения, и поскольку эти люди недостаточно образованны, они с легкостью следуют за радикальными идеями, которые приводят к военным конфликтам. Ну, до какой степени нужно "уверовать", чтобы взорвать себя? Это могут делать только люди с очень низким уровнем образования, плохо понимающие устройство окружающего мира. Они убивают не только себя, но и других людей. В этом есть принципиальная разница между самоубийством террориста и самоубийством буддийских монахов в Тибете. Протестуя против китайской оккупации Тибета, буддисты сжигают себя; они верят, что вновь родятся там же, в Тибете, и будут помогать людям.


- Я довольно плотно перед войной ездил в Азербайджан. Там очень высок уровень русификации, но в то же время преследовали мысли – это общество живет совершенно в своей плоскости. Например, встречаешь в горах старика, просишь объяснить дорогу - а он не знает ни слова по-русски. И ты понимаешь, что он так его и не выучил, прожив всю жизнь в Советском Союзе. И в то же время встречаешь в столице, в Баку, молодых людей, которые не знают русского… А по твоим понятиям, должны бы знать. Вот это тонкое понимание – люди возвращаются к чему-то своему…


- А к чему Украина возвращается?


- Расскажи!
- У нас не произошло возвращение к истокам. Хотя есть политические силы, которые призывают к этому возвращению: от вышиванок, украинских обрядов до почитания Бандеры – вот это как раз истоки. Но этого не происходит потому, что мы находимся под большим влиянием Европы – европейский тренд побеждает националистический. Давай сравним - в Узбекистане есть три тренда: российский, исламский и националистический. И националистический там победил – они вернулись в дискурс прошлого. И у них нет вектора, который мог бы вывести их из традиционного общества.
Назарбаев заявлял в свое время, что Казахстан хочет вступить в Евросоюз, они чувствовали, что это им может дать какой-то толчок к развитию – по крайней мере, институциональный. Им полезно будет построить институты по европейскому образцу.
А вот Украина находится в этом естественно. Поэтому, хотя мы считаем, что мы отсталые, забитые, но для жителей Центральной Азии Украина – светоч демократии. Мы для них именно «Европа».
- Ты только, что утверждал, что Украина – непонятное место между Россией и Европой, задворки Вселенной. А теперь говоришь - Европа. Сформулируй корректно!
- Украина - это задворки Европы, привлекательные для бывшего СССР, как альтернатива диктатурам и деспотиям!
- ОК.
Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?