Об угрозе обострения боев на Донбассе, внутренних вызовах для Украины и том, как Россия попытается повлиять на власти в Киеве ради дестабилизации всей страны в интервью ONLINE.UA рассказал директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.
- Насколько долгим может быть нынешний спад интенсивности боевых действий на Донбассе?
- Первое: думаю, ситуация перемирия (которое продолжает нарушаться, несмотря на договоренности об отводе военных сил и техники в трех районах на Донбассе, - ONLINE.UA) временная. Мы видим, что идут эшелоны так называемого "гуманитарного конвоя" из РФ. Поэтому привязывать всплески или падения интенсивности боевых действий к чему-либо я бы сейчас не стал.
Второе: мы видим плановые учения войск РФ на границе с Украиной, идет постоянная ротация войск. У них пристреляны сектора, они знакомы с театром боевых действий.
- Для наращивания интенсивности боевых действий или попытки прорыва линий обороны ВСУ осень – хороший сезон?
- Сезонность в боевых действиях имеет относительный характер. Основной фактор - политические цели. Сезонный фактор может иметь локально-негативное последствие для наступательных действий, но так категорично я бы не привязывал военные задачи к сезону.
Николай Сунгуровский. Фото: Новости мира
- Мы видели встречи Путина с мировыми лидерами в Китае, где не было Украины. Мы видели приезд министров иностранных дел Франции и Германии в Киев. На ваш взгляд, куда идет политическая компонента конфликта?
- У нас нет линейной кривой, а есть колебания, которые имеют определяющее значение. Под колебаниями надо понимать выборы в США в этом году (выборы президента США 8 ноября 2016 года, – ONLINE.UA) и в Германии в следующем году (парламентские выборы в Германии будут проведены в период между 27 августа и 22 октября 2017 года, – ONLINE.UA). Нужно еще помнить, что в этих странах действует мощная российская пропагандистская машина, что опасно для Украины.
- Какие существуют внутренние вызовы для Украины, которые не связаны напрямую с действиями Кремля?
- Первое: слабыми темпами идет институализация гражданского общества, которое мы видели на Майдане: слабы или отсутствуют механизмы, необходимые для влияния общества на государство.
Второе: коррупция.
Третье: отсутствие политической воли.
Четвертое: бюрократический саботаж, который не хочет никаких изменений.
- Какова степень риска того, что произойдет рост интенсивности боевых действий на фоне роста внутренних проблем?
- Существует такой риск. Если говорить о боевых действиях, то они могут иметь косвенные и прямые цели. Косвенные – это скрытый шантаж: показывая свою военную мощь, РФ пытается заставить Украину идти на политические уступки. Кремль может рассчитывать на нехватку политической воли у Киева. Если Москве удастся достичь политической дестабилизации Украины, то они будут работать и в силовом поле. Для того, чтобы не только подтолкнуть Украину к уступкам, а заставить пойти на все пожелания Кремля.
Что касается внутренней ситуации, все зависит от политической воли. К сожалению, у нас тут тоже не все гладко, пробелов хватает. Нет системности действий, все работает в фрагментарном режиме и системе ручного управления. Нет целостной картины. Хотя, целостная картина целей должна была бы быть у нашего руководства еще до прихода к власти.
Внутреннее обострение очень вероятно. Все эксперименты над населением Украины будут иметь последствия. Проблема в том, что у нас недостаточно институциализировано гражданское общество, которое может гарантировать цивилизованное и правовое давление на власть. Не путем майданов, а через нормальные правовые механизмы.