Вскоре после того, как он впервые стал президентом, Владимир Путин сделал спорт метафорой для возрождающейся России, объявив во время отправки спортсменов на Олимпийские игры в 2000 году, что "победы в спорте делают больше для укрепления нации, чем 100 политических лозунгов".
Журналист издания The New York Times Нил Макфаркуар рассказал о том, как Владимир Путин использует спорт как один из рычагов политики, и о том, как допинговый скандал воспринимается в России.
Будучи верным учеником своего советского воспитания, Путин позарился, в частности, и на олимпийскую славу. Он сделал необычно личное обращение к Международному олимпийскому комитету, чтобы провести Зимние игры 2014 года в курортном городе Сочи на Черном море, а затем выделил ошеломляющие $51 миллиард на событие. Когда Россия отхватила 33 медали – на семь больше, чем любая другая страна - публика забыла о своем первоначальном скептицизме, и Сочи стал личным и национальным триумфом для Путина.
Теперь развивающийся допинговый скандал угрожает скомпрометировать этот триумф, поскольку всей олимпийской сборной России грозит перспектива запрета участия в летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в следующем месяце, и даже полученные медали сочинской Олимпиады находятся под расследованием.
Но российские аналитики говорят, что Путин вряд ли пострадает, поскольку управляет кризисом в своем стандартном стиле: обещая международному сообществу, по крайней мере, умеренное сотрудничество, и одновременно подавая россиянам стандартную мысль, что Запад постоянно строит против них заговор.
Спортивный скандал является лишь последним в серии стычек между Кремлем и Западом, пока Путин пытается возродить роль России в качестве глобальной силы. Остальные - военное вмешательство России в Сирии, чтобы поддержать президента Башара аль-Асада; сбитый пассажирский самолет над Украиной - происшествие в значительной степени приписываемое поддерживаемым Россией повстанцам; захват Крыма; и внутренние законы, которые рассматриваются как подавляющие инакомыслие и поощряющие гомофобию.
До сих пор реакция Кремля на скандал с допингом была несколько приглушенной, поскольку Путин, без сомнения, надеется, что сможет отправить 387 российских спортсменов в Рио-де-Жанейро. Кроме того, он, вероятно, хочет избежать возобновления эскалации напряженности, так как кажется, что западные экономические санкции, введенные в 2014 году в связи с кризисом в Украине, могут не продлить.
Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) опубликовало доклад в понедельник, осуждая широко поддерживаемую правительством программу допинга российских спортсменов, основываясь на показаниях бывшего главы Национальной антидопинговой лаборатории России. Путин быстро выступил с заявлением, пообещав, что Россия отстранит всех должностных лиц, названных в докладе ВАДА, и проведет свое собственное расследование, одновременно высказаы предположение, что все это политическая охота на ведьм, управляемая Соединенными Штатами.
Всей команде России по легкой атлетике было запрещено участвовать в Играх в Рио – самое суровое наказание за допинг в Олимпийской истории.
Россия подала апелляцию в Международный спортивный арбитражный суд в Швейцарии, и решение по делу ожидается в четверг утром (на момент перевода статьи решение уже известно - Арбитражный суд отклонил апелляцию российским легкоатлетам все же запрещено выступать на Олимпиаде - ONLINE.UA).
Тем не менее, несмотря на важность спорта для российского общества и лично для Путина, аналитики считают, что российские граждане вряд ли будут винить своего лидера за скандал.
"Сочи воспринимается как несомненный успех, - сказал заместитель руководителя Центра политических технологий, научно-исследовательской организации в Москве Алексей Макаркин. – Для людей это как религия, и они воспринимают критику как форму неверности".
Со времен советской эпохи россияне считали умение перехитрить правила, которые затрудняют их жизнь, чем-то вроде вида искусства, поэтому публику редко шокирована, когда выясняется, что государственные учреждения делают то же самое.
"Иностранцы возмущены и удивлены тем, что российское правительство наглым образом вмешивается в спорт", - писал журналист Георгий Янс в колонке для сайта радиостанции "Эхо Москвы". Россияне привыкли к этому, сказал он, сравнивая это с фальсификацией результатов выборов – национальным феноменом с минимумом последствий.
Россияне также давно привыкли считать спортивные состязания частью глобальной конкуренции, где противники готовы сделать все, чтобы выиграть. "Спорт был источником национальной гордости с советских времен, - сказал Макаркин. - Спорт является имитацией войны – он мирный, без оружия, но там есть жесткая конкуренция. Спорт демонстрирует, что Россия является великой державой".
Например, в начале этого года, репутация РФ на международных спортивных соревнованиях была подпорчена из-за насилия со стороны российских хулиганов во время Чемпионата Европы по футболу во Франции, после чего трое россиян получили длительные тюремные сроки.
Но в России их похвалили. Один депутат написал в Twitter: "Не вижу ничего страшного в драке фанатов. Наоборот, молодцы наши ребята. Так держать!".
В России, скандал, который обсуждался в течение нескольких недель - это то, что национальная команда выбыла на групповом этапе турнира.
Путин и себя идентифицировал со спортивным мастерством. Близкие друзья знают его с того времени, когда он в молодом возрасте осваивал дзюдо в Санкт-Петербурге, а после того, как стал президентом, начал играть в хоккей - самый популярный вид спорта в России.
На этот раз аналитики ожидали, что Кремль найдет несколько козлов отпущения, чтобы контролировать размах ущерба, но более широкая реакция России на иностранные спортивные санкции будет строиться по схеме, используемой в отношении экономических санкций – во всем виноват Вашингтон.
Обвинения в том, что это американский заговор уже широко распространены. "Вероятно, за этим стоит США, - сообщил агентству Интерфакс глава спортивного комитета в Думе, в нижней палате российского парламента , Дмитрий Свищев. - Это очень похоже на экономические санкции, введенные против нас - несколько стран объединились против нас, используя какой-то предлог и неподтвержденные факты".
Скептики заявили, что антидопинговая группа представила скудные доказательства, и посетовали, что все российские спортсмены были несправедливо запятнаны.
По вопросу допинга Макаркин сказал, что россияне разделились на два лагеря: те, кто считает, что российские спортсмены невиновны, и те, кто думает, что, если они и виноваты, то они просто делали то же самое, что и остальная часть мира.
Эта форма "а-как-же-другие" широко распространилась при Путине - он часто отвечает на критику России, настаивая, что Соединенные Штаты еще хуже.
В своем заявлении в понедельник Путин предупредил об опасностях "раскола" в духе того, который произошел в 80-х, когда Запад бойкотировал Летние игры в Москве 1980 года, после чего Советский Союз отказался участвовать в Играх в Лос-Анджелесе четыре года спустя. Тогда в качестве альтернативы Советский Союз организовал соревнования "Дружба-84".
Некоторые в России призывают к подобной реакции и сейчас. Всеволод Чаплин, видный российский православный священник, написал колонку на сайте таблоида Life.ru, выдвинув предположение, что Россия должна создать свои собственные спортивные мероприятия на базе "воинской доблести", а не "утопических квазипацифистстких установок" Олимпийского движения.
Помимо строительства национальной гордости и уважения международного сообщества, спорт служил поддержкой для третьего срока Путина. Выбор страны для проведения Олимпийских игр и других мероприятий, таких как Чемпионат мира по футболу 2018, означают внедрение в производство мегапроектов, которые вскармливают элитарных покровителей и сторонников Кремля.
Если такие проекты были метафорой престижа в советское время, то в постсоветской России они стали смакованием для сторонников Кремля. В Сочи одна дорога стоила $8 млрд - примерно столько Ванкувер заплатил за Зимние Игры 2010 года. (Путин иногда относится к компаниям, строящим мегапроекты, как к "национальным чемпионам", и раздает медали их владельцам.)
Борис Немцов, оппозиционный политик, который был убит в 2015 году, когда-то называл Сочи "праздником коррупции", оценивая, что подрядчики разворовали, по крайней мере, половину расходов.
Некоторые потребовали от правительства использовать последний скандал для очищения российского спорта. Спортивные журналисты Павел Копачев и Алексей Авдохин жаловались, что те, кто пользуется допингом, никогда не страдают от последствий, отметив, что одна лыжница была когда-то лишена медали, но позже вознаграждена местом в областном совете Москвы.
Как и в советские времена, правительство России не скупится на бесплатные, просторные апартаменты и роскошные автомобили для элитных спортсменов страны.
"Лавина допинг-скандалов с участием России – это политика процентов на 90. Но остальное – наша вина, - пишут Копачев и Авдохин. – И об этой вине важно говорить. Не заглушать приближающуюся катастрофу истерикой, не поддакивать телевизору в поисках виноватых («Конечно, американцы!»), а видеть проблемы в себе".
Во время холодной войны олимпийские медали стали частью конкуренции между капиталистической и коммунистической идеологиями. Идеологический аспект ушел, а напряженность переформатировалась.
"Допинг является способом достижения победы в спорте, - пишет Андрей Колесников из Московского Центра Карнеги, в обзоре на сайте новостей rbc.ru. - Для России победы в спорте – это дело национального значения. Спорт является частью нашей "мягкой силы".