Новый президент соседней с Украиной Молдовы Игорь Додон, горячий сторонник России, несомненно, будет пытаться внести некоторые изменения во внешнюю политику своей страны, как только вступит в должность. Лидер Социалистической партии и избранный президент уже давно призывал к переоценке отношений Кишинева с Россией, Европейским Союзом и мятежной территорией – Приднестровьем; в ближайшие месяцы там можно будет увидеть важные тактические корректировки. Но из-за глубокого разделения молдавского общества, у следующей власти страны будут проблемы с тем, чтобы добиться каких-то существенных сдвигов. Более того, сам Додон уже начал отступать в ряде своих антиевропейских намерениях.
К такому выводу пришла американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor в своем новом отчете, полный текст которого есть в распоряжении ONLINE.UA.
Выборы президента Молдовы 13 ноября ознаменовали две поворотные точки для небольшой, но стратегически важной страны. Кроме того, что это первое прямое народное голосование за президента страны за последние 20 лет, оно также положило конец семилетнему правлению прозападных политических сил. С 2009 года Молдовой управляли парламент и президент, которые поддерживают Европейский Союз, а в 2014 году она присоединилась к Украине и Грузии в подписании Соглашения об ассоциации и свободной торговле с блоком.
Читайте также: Путин по своей тупости не понимает, что ему делать с Украиной - политолог
Но за прошедший год, распри среди молдавских проевропейский партий и скандал вокруг хищения крупной суммы кредитных средств неуклонно подрывали рейтинги властей. В то же время популярность партий, поддерживающих тесные связи с Россией (например, социалистов и "Нашей партии"), выросла. С ростом популярности, их лидеры начали организовывать акции протеста, которые, в конечном итоге, заставили Кишинев пойти на значительные политические уступки, в том числе конституционные поправки, разрешающие прямые выборы президента, а не назначение его парламентом. Додон сделал ставку на новый избирательный формат и победил своего проевропейского соперника Майю Санду, получив 52% голосов.
Во время своей кампании Додон пообещал укрепить связи Молдовы и России, вместе с тем, делая переоценку связи с Западом, говорилось даже об отмене Соглашения об ассоциации с ЕС. Он также пообещал добиться прогресса в переговорах Кишинева с Приднестровьем – отколовшейся непризнанной территорией на востоке страны, которая в политических и военных вопросах поддерживается Россией. После того, как были объявлены результаты выборов, Додон сразу же заявил, что его первая поездка за границу в качестве президента будет в Москву и призвал к интеграции своей страны с Евразийским экономическим союзом, которым руководит Россия. Спустя неделю он пообещал принять более гибкий подход по Приднестровью, чем его предшественники, включая условие, что любое соглашение должно обуславливать невозможность Молдовы вступить в НАТО.
Такие заявления предполагают, что Додон планирует изменить прозападное направление развития Молдовы и перейти к пророссийскому. Однако, на самом деле, это легче сказать, чем сделать. В молдавском обществе перекрещиваются глубокие политические и культурные различия, о чем свидетельствуют протесты, которые прозападные группы провели в Кишиневе после выборов. Кроме того, Молдова является парламентской республикой, а проевропейская коалиция во главе с премьер-министром Павлом Филипом до сих пор контролирует законодательный орган. Он, наряду с некоторыми из самых известных политиков страны, заверили молдавский народ, что путь Кишинева к европейской интеграции останется неизменным, несмотря на победу Додона на выборах.
Даже сам Додон смягчил свою риторику с момента голосования, заявив, что хорошие отношения с Россией не должны происходить за счет отношений Молдовы с Европейским союзом. Он также признал, что, как президент, он по закону не имеет права аннулировать Соглашение об ассоциации Кишинева с Брюсселем. Вместо этого Додон предложил провести референдум по вопросу о соглашении, чтобы определить поддерживает ли его молдавская общественность. Он также добавил, что, возможно, не будет пытаться присоединиться к Евразийскому экономическому союзу сразу же, потенциально добиваясь соглашения о сотрудничестве или торговле с блоком, а не полноправного членства.
В любом случае, немедленный и полный сдвиг внешней политики для Молдовы маловероятен. Однако, нельзя сбрасывать со счетов вероятность введения нескольких небольших изменений в предстоящие месяцы. Например, дружелюбие Молдовы по отношению к Западу сделало страну объектом торговых ограничений со стороны России, которые могут быть ослаблены, когда Додон займет пост президента. Кремль уже подтвердил визит Додона в Москву в конце ноября, а новый лидер объявил, что восстановление экономических связей двух стран занимает видное место в его планах в связи с этим визитом.
Читайте также: Стало известно, какие страны Европы Россия достанет ракетами: опубликованы карты
В то же время Додон также планирует посетить Тирасполь в январе, после президентских выборов, которые в декабре состоятся в Приднестровье. Додон, который уже находится в милости у России, скорее всего, почувствует значительное улучшение переговорного климата, особенно если учитывать, что собственные финансовые проблемы региона дали ему дополнительный стимул найти общую экономическую почву с Кишиневом. И хотя Россия почти наверняка не согласится на выведение своих войск из Приднестровья, она может быть открыта для той или иной формы экономического или политического примирения с Тирасполем.
Таким образом, в то время как Додон действительно может ввести важные изменения в Молдове в ближайшие годы они, скорее всего, будут более плавными и неуловимыми, а не внезапными и обширными.