После более чем 10 лет работы на дипломатической службе в прошлом году британская дипломат Джудит Гоф приняла должность посла Великобритании в Украине.
В своем интервью BuzzFeed News посол Великобритании Джудит Гоф рассказала о своем опыте работы послом, при том, что она является лесбиянкой, о её решении принять должность в Украине и о достижениях страны в вопросах борьбы с дискриминацией.
Принимать решение, работать ли в Украине, стране, которая страдает от направленных против гомосексуалов законов и настроений, по словам Гоф, нужно было взвешенно, обдумывая такие вопросы, как «сможет ли там работать мой партнер? Будут ли мои дети там счастливы? Могу ли я существовать в этих рамках так, чтобы было удобно мне и моей семье?»
Министерство иностранных дел хорошо работает в предоставлении информации о месте работы заранее, добавила она, а местная ассоциация ЛГБТ (возникшая в английском языке аббревиатура для обозначения лесбиянок (lesbian), геев (gay), бисексуалов (bisexual) и трансгендеров (transgender) – Ред.) "превосходно обеспечивает поддержку сотрудникам".
Но что происходит на приемах в Украине, когда Гоф представляет своего партнера, и это женщина?
«Ты привыкаешь к удивленным и оценивающим взглядам, - говорит она. – Но я получаю их по нескольким причинам. Первый раз, когда меня представляют людям, которые думают, что я жена посла. Я получаю оценивающий взгляд. Однажды мне даже сказали: «Но Вы же молоды и женщина, Вы не можете быть послом». А потом, когда ты представляешь своего партнера-женщину, на тебя опять смотрят оценивающе. Но в целом, в таких ситуациях люди ведут себя вежливо».
У Джудит Гоф и её гражданской супруги, инженера Джулии Клейси (Julia Kleiousi) есть двое детей, 3 и 11 лет. Посол сказала Buzzfeed, что не существует проблем со стороны Министерства иностранных дел Великобритании, в котором она начала работать с 2001 года, всего спустя 10 лет после открытия дипломатических постов для ЛГБТ, что когда-то считалось угрозой безопасности. «Я могу искренне сказать, что в министерстве иностранных дел я никогда не сталкивалась с дискриминацией или преследованием по признаку сексуальности», - сказала она.
Для посла-лесбиянки, которая служила в гомофобных странах, самые большие проблемы составляют не принимающие страны, а другие дипломаты, говорит Джудит Гоф.
До 1991 года министерство иностранных дел считало гомосексуализм "изъяном характера". Вас бы не взяли туда на работу, если вы гей, а если бы взяли и обнаружили это позже – работу вы бы потеряли. Об этом говорят официальные документы и служебные записки, которые циркулировали в 1980-е годы были раскрыты бывшим послом Чарльзом Кроуфордом в 2010 году и выявили преобладающие настроения среди политиков, советников и сотрудников.
"В мою сторону были некоторые довольно едкие комментарии" от дипломатов, представляющих другие страны, говорит Гоф, которая до того как стала послом Великобритании в Украине в прошлом году, ранее служила в Южной Корее и в бывшей советской республике Грузии. Эти комментарии, сказала она, включают в себя: "Такие как вы не должны работать в такой стране, как эта" и "Вы не должны делать работу, которую вы делаете".
«Есть определенные сложности иногда в отношениях с другими странами, у которых не такой же подход к вопросам ЛГБТ, как у нас, - продолжила она. – Но тогда я также получала комментарии, что "на самом деле, вы должны быть дома со своими детьми, а не быть штатным послом".
Она рассказала, что дает несколько ответов: «Я здесь, потому что я хорошо делаю свою работу, и у меня достаточно опыта» и «Я представляю Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, и мы - разнообразная страна с определенной системой ценностей. Поэтому я отражаю эту страну».
Представители принимающих ее стран, как правило, вежливы, даже в Украине - где протестующие разогнали ЛГБТ-событие в субботу (интервью Гоф состоялось до инцидента во Львове в субботу, 19 марта – Ред.).
«Людям ЛГБТ в Украине нелегко, - говорит она. – Если обратить внимание на уровень насилия в отношении геев, то можно увидеть достаточно частые нападения. И довольно мало четких украинских образцов для подражания. Непонятно, возрос ли уровень насилия, или количество поданных заявлений о нападениях».
Она рассказала, о некоторых активистах ЛГБТ и об их отваге, об «огромных рисках», которым они подвергаются, и говорит о самом знаменитом активисте Богдане Глобе, чье обращение к украинскому парламенту в 2013 году по вопросу прав ЛГБТ-сообщества и необходимости антидискриминационных законов было первым в таком роде.
Глоба обратился к несколько обескураженным политикам по политическим и прагматическим соображениям, но также и в качестве личной просьбы. Он описал жизнь подростка-гея в Украине. «Надо мной издевались и оскорбляли в школе, - сказал он. – Меня избивали и преследовали старшие ребята. Я был изгнан из своей семьи, потому что мои родители думали, что я болен. Я нашел в себе силы и мужество, чтобы пройти через это, и сегодня я использую любую возможность, чтобы открыто и честно говорить об этом».
«Богдан сделал очень многое, - сказала Гоф. – Будучи геем, он стоял там и обращался к парламенту – это было фантастически".
В прошлом году Глоба на встрече СПИД-фонда Элтона Джона сказал BuzzFeed News, что российская аннексия Крыма в большой мере связана с ростом числа нападений в Украине направленных против геев. Он показал видео, нападения хулиганов на гей-клуб, а также видео о том, что оказалось подделкой гей-парада, с актерами, несущими радужные флаги и флаги Евросоюза. По его словам, это была постановка, срежиссированная Россией, чтобы связать права геев с ЕС в сознании украинцев - попытка вызвать противоевропейские настроения, через гомофобию.
Но Гоф не вовлекается в догадки об ответственности за это.
«Очень трудно отнести гомофобию к какой-либо конкретной силе или отдельному лицу, - говорит она. – Я думаю, что точно можно сказать, что там были те, кто политизировал права ЛГБТ, в качестве причины для Украины не иметь более тесных отношений с Европой».
Британское правительство, тем временем, пообещало продвигать права ЛГБТ за рубежом. Но что делается для дальнейшего продвижения таких прав в Украине?
«Мы ведем переговоры по целому ряду вопросов, но нужно смотреть реалистично, – говорит Гоф. – Когда ты работаешь в стране, которая столкнулась в военным конфликтом и экономическим кризисом, и у которой 2,5 млн внутренне перемещенных человек, обсуждения в основном ведутся по этим вопросам. Есть множество разговоров о правах человека во всем этом. Дипломатия имеет много форм. Некоторые из наиболее эффективных дипломатических шагов, которые мы делаем, - это скромные переговоры и тихая поддержка. Есть конференции, которые мы поддерживаем в Украине; есть активисты, которых мы также поддерживаем в Украине».
Также есть обнадеживающие признаки изменений. В конце прошлого года украинский парламент принял закон запрещающий дискриминацию на рабочих местах, в том числе и по признаку сексуальной ориентации – то, чего так добивался Богдан Глоба. Обсуждение законопроекта, напоминает Гоф, вызвало "огромную дискуссию", которой никогда раньше не было в обществе в целом. А среди молодых людей в социальных сетях, картина отношений складывается все более смешанная, как в Украине, так и в России. Гоф упоминает недавний русскоязычный тренд #ГеиНеЛюди, который как она говорит, в значительной степени был подхвачен людьми насмехающимися над этими словами.
Гоф активно пользуется Twitter, сама в нем делает записи и говорит, что часто подвергается издевательствам со стороны троллей.
«Некоторые из них довольно агрессивные, - говорит она, но они не гомофобны. «Я подозреваю, что это интервью может привести к целому ряду подобных действий», - добавила она.
Возможность писать о правах человека и отстаивать ЛГБТ-активистов у Джудит Гоф, посла-открытой лесбиянки с гражданским партнером и двумя детьми, это не просто экстраординарно, но, конечно же, стало возможно только за последние два десятилетия, резюмирует издание.