Положительному решению ЕБРР предшествовал целый комплекс мероприятий и решений. USAID Проект энергетической безопасности (ПЭБ), вместе с Киевской горгосадминистрацией, КП «Киевтеплоэнерго», ЕБРР и Международной финансовой корпорацией (МФК), стал одним из подписантов меморандума по содействию реформированию системы централизованного теплоснабжения города Киева, взяв на себя соответствующие обязательства.
Источник: USAID Проект энергетической безопасности (ПЭБ)
Это масштабная задача, срок реализации которой измеряется годами, ведь КП «Киевтеплоэнерго» является одним из крупнейших в мире коммунальных предприятий в сфере теплоснабжения и энергетики, которое предоставляет услуги централизованного теплоснабжения.
Положительному «вердикту» ЕБРР предшествовал целый комплекс мероприятий и решений - от подписания Меморандума о взаимопонимании до решения о выделении кредита прошло 2,5 года. В конце 2018-го, USAID Проект энергетической безопасности (ПЭБ), вместе с Киевской горгосадминистрацией, КП «Киевтеплоэнерго», ЕБРР и Международной финансовой корпорацией (МФК), стал одним из подписантов меморандума, которым предусматривается содействие реформированию системы централизованного теплоснабжения города Киева на основе опыта стран Европы и в соответствии с долгосрочной стратегией развития теплоснабжающих комплекса города.
В чем вклад USAID ПЭБ?
Прежде всего, USAID Проект энергетической безопасности обеспечил финансирование разработки упрощенных предварительных технико-экономических обоснований проектов программы кредитования и трех аудитов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), необходимых для принятия решения ЕБРР.
ПЭБ также профинансировал 6-дневную учебную программу, разработанную под нужды КП «Киевтеплоэнерго» и направленную на повышение компетентности персонала по МСФО и помог с разработкой учетной политики на основе международных стандартов.
Кроме того, команда экспертов USAID ПЭБ оказывала и продолжает оказывать КТЭ помощь в разработке проектно документации, необходимой для реализации целого ряда инвестиционных проектов.
Напомним:
USAID ПЭБ помог разработать проекты оптимизации схем теплоснабжения с переключением потребителей 45 неэффективных котельных КП «Киевтеплоэнерго» на высокоэффективные источники теплоснабжения. Это позволит городу ежегодно экономить 8,1 млн м3 газа и 5700 МВт-ч электроэнергии благодаря высокому качеству, надежности и эффективности теплоснабжения.
USAID ПЭБ помог КТЭ разработать проектную документацию на установку конденсационного экономайзера на ТЭЦ-5. Это позволило повысить эффективность энергетического блока на 10% и ежегодно экономить 20,28 млн м3 газа.
USAID ПЭБ помогает ТЭЦ-6 Киевтеплоэнерго с установлением баков-аккумуляторов тепла, координируя разработку соответствующей проектной документацией проектной организацией, выигравшей тендер. Баки-аккумуляторы тепла дадут возможность не сбрасывать избыточное тепло на градирни и существенно повысить коэффициент полезного действия станции в переходные периоды, а также участвовать в балансировании электрического рынка без нарушения теплового графика.
USAID ПЭБ помогает КТЭ подготовить техническое задание для эффективного внедрения системы надзора и сбора данных SCADA. Эта система будет обеспечивать сбор, архивирование и анализ данных, автоматическое генерирование отчетности, регистрации сигналов о неисправности в режиме реального времени, расчет ключевых показателей эффективности для всех подразделений КТЭ, производящие тепловую и электрическую энергию, а также отдельных частей тепловой сети, которые мониторят качество и эффективность распределения и снабжения. Таким образом, SCADA позволит оперативно решать производственные, технические и эксплуатационные вопросы, осуществлять эффективное стратегическое планирование, а также - определять и принимать оптимальные решения, связанные с производством и поставкой тепловой и электрической энергии, техническим обслуживанием и ремонтом, оперативным планом действий при чрезвычайных ситуаций.
Общим результатом внедрения всех проектов является повышение эффективности. А высокая эффективность означает меньшие затраты на качественные и надежные услуги для потребителей, с одной стороны, и более высокую рентабельность для предприятия, с другой стороны. Тем более, не забывайте, что 140 млн евро от ЕБРР - не подарок, а кредит, пусть и выгодный, и его надо отдать в течение 13 лет. Если модернизированная система централизованного теплоснабжения будет эффективной, от этого выиграют и киевляне, и Киевтеплоэнерго.
Не менее важным является и положительный «зеленый» эффект от модернизации системы централизованного теплообеспечения столицы. Именно поэтому в ЕБРР отмечают, что этот проект является частью Концепции зеленых городов (Green City Framework-2 / GrCF2), направленной на решение экологических проблем в отдельных крупных городах.
Общий вывод о влиянии столичного предприятия коммунальной теплоэнергетики на экологию можно сделать на основании обычного перечня объектов Киевтеплоэнерго: две крупные газовые ТЭЦ, 15 крупных, 168 малых и средних котельных, 2800 км тепловых сетей, более 9400 тепловых пунктов, да еще и мусоросжигательный завод «Энергия». В то же время, результатом установления конденсационного экономайзера на ТЭЦ-5 стало снижение выбросов парниковых газов на 6,7%, а оптимизация системы теплоснабжения для потребителей, подключенных к малым, неэффективным котельным, снизит выбросы парниковых газов в атмосферу ежегодно на 2448 тонн. Хоть это и неожиданно, но модернизация тепловой инфраструктуры - это не только о качестве сервиса и экономики, но и о климатической нейтральности.