В то время как страны Европы сокращают бюджетные расходы, одна сфера не только избежала резкого сокращения, но записала на свой счет звездный прыжок - исследования космоса.
Хэлен Фуке в своей статье для Bloomberg, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказала о запуске ракеты Протон от миссии ExoMars и о том, как Европейское космическое агентство наращивает темпы развития, для возможности соревноваться с NASA.
Европейское космическое агентство (ESA), которое в понедельник запустило миссию ExoMars стоимостью 1,3 млрд евро ($1,45 млрд), стремясь перегнать США в поисках доказательств жизни на Красной планете, не только не было затронуто кризисами государственных долгов в регионе, но и получило 75% расширение бюджета с 2008 года.
Проект, который привлекает вклады от отдельных стран, стал редкой силой единства в регионе, который борется с беспрецедентным кризисом беженцев, потенциальным выходом Великобритании из Европейского Союза и неразрешенным конфликтом между Украиной и Россией.
"У этой миссии есть политический смысл и цель: совместная работа за пределами национальных границ и кризисов на Земле, - говорит Ян Вернер, глава ESA и немецкий инженер, который ранее возглавлял космическое агентство своей страны. - Мы используем российскую ракету с американским вкладом и это европейская миссия. В этой космической миссии мы выше земных кризисов".
С космодрома Байконур в Казахстане ESA отправила в глубокий космос орбитальный летательный аппарат, на который возложена задача сбора критически важных научных данных. К нему прилагается космический корабль, который отправится к скалистой и холодной марсианской поверхности, чтобы проверить способность европейцев благополучно приземлиться на планете. Запуск аппарата в понедельник, 14 марта, является первым из двух запусков, которые доставят ровер на Марс к 2020 году, где он присоединится к своему коллеге Curiosity из NASA, который уже там.
Видео: Телестудия Роскосмоса
Космические Амбиции
У орбитального аппарата несколько научных задач: первая – найти любые следы метана, газа, который может быть указателем жизни; второй – наметить, когда именно ровер может попытаться приземлиться, начиная с 2018. В то время как запущенный ранее космический аппарат в ходе миссии ESA в 2003 году под названием Mars Express по-прежнему вычерчивает карты, фотографирует и делает полезные научные измерения, посадочный модуль, посланный с ним так и не передал данные ESA и был списан как потерянный.
Бюджет ESA, космического агентства, которое поддерживают 22 европейских страны, возрос на 75% по сравнению с 2008 до 5,3 млрд евро ($5,8 млрд). Безграничная поддержка со стороны доноров, в том числе Великобритании, Италии, Германии и Франции, показывает, что Европа хочет стать ключевым игроком на арене, где доминируют исторические игроки, такие как США, России и Япония, и которая, привлекает новичков в лице Китая и Индии.
ESA против NASA
«Мы знаем, что американцы знают, как это делать; что мы хотим в Европе, так это быть в состоянии сделать это тоже, - сказал Хорхе Ваго, ученый проекта ESA в Женеве газета Le Temps. - Для того, чтобы двигаться вперед в покорении космоса, нам нужны определенные возможности. Если нет, то мы всегда будем красить ракеты, а не обеспечивать двигатели».
В то время как Curiosity может выкопать всего 7 сантиметров в поверхности Марса, робот европейской миссии сможет достичь глубины двух метров, сказал Ваго.
«Это огромная разница для науки, - сказал он. – Говоря об исследовании почвы, у Европы будет преимущество».
Бюджет ESA в 2016 году составляет менее трети $19 млрд у NASA. Агентство США изо всех сил старается обеспечить новое финансирование, а Конгресс или Белый дом бросают вызов проектам агентства. Согласно расчетам Bloomberg, бюджет NASA повысился на 8,1% с 2008 года.
Безопасное приземление
ESA сделал космические исследовательские миссии, как ExoMars, более приемлемыми, путем обеспечения отдачи от инвестиций. Для каждого члена, 1 евро, вложенный в ESA, генерирует от 5 и 7 евро сопутствующих инвестиций в промышленности и рабочих местах, пишет агентство. Они говорят, что это отчасти потому, что политика агентства предусматривает, что каждый участник получит "справедливый доход'' и что "обеспечение ESA повышает конкурентоспособность европейской промышленности на международном рынке".
Италия, самый большой вкладчик ExoMars с вложенными в проект 442 млн евро, или 34% от общего числа, играет ключевую роль в ведении проекта тестирования посадки, окрещенного Скиапарелли. Иметь возможность успешно посадить что-нибудь на Марсе или любой другой планете является решающим для агентства в получении независимости. Thales Alenia Space Italia ответственна за посадочный модуль.
Освоение космоса является рискованным делом – у ESA нет страховки миссии на Марс - и вкладывание во временные рамки является ключевым фактором. Расположение Земли и Марса таково, что позволяет путешествовать только в течение нескольких недель каждые 26 месяцев. Любая техническая неопределенность может отложить миссию.
Не конкурс красоты
Подготовка к следующей часть миссии ExoMars в 2018 году будет иметь решающее значение. Во второй части, ESA отправит марсоход, частично построенный Airbus Defence and Space (ответвление компании Airbus, которое ответственно за оборонную и аэрокосмичесую продукцию и услуги – Ред.), который будет бурить два метра поверхности для поиска следов воды и жизни. На этой глубине, он может найти элементы, защищенные от солнечных и других космических излучений, которые бомбардируют Марс.
В настоящее время планы NASA по Марсу являются самыми большими. Они посадили там свой ровер Curiosity в кратере в 2012 году и сделали крупные открытия, включая возможные следы воды на планете. США направит новый модуль к планете в 2018 году под названием InSight, который будет измерять сейсмические движения, а также проекты Марс-2020, с новым супер-оборудованным ровером.
Вернер преуменьшает значимость гонки, и даже говорит, что «быть вторыми тоже нормально».
«Время силовых игр закончилось - наша планета заслуживает сотрудничества за пределами национального тщеславия и конкурсов красоты», - сказал он.
Пилотируемый полет
Это особенно верно для пилотируемых полетов на Марс. Аналитики подсчитали, что вклад может быть от $100 млрд до $1 трлн или даже больше. Для главы ESA, лучшим способом доставки людей на Марс будет использование Луны в качестве базы. Поселение может быть построено частично с помощью 3D-принтеров, чтобы помочь людям адаптироваться и служить складским помещением. Вернер обращается к своим партнерам, от Китая до США, чтобы обсудить проект.
«Наши миссии являются фундаментальными исследованиями, но это не приносит урон, - сказал он. - Рентабельность инвестиций для отраслей промышленности, для вдохновения людей, намного больше, чем люди себе представляют».