Украинская актриса Ирма Витовская убеждена, что когда определенная культура начинает называть себя "великой", это всегда свидетельствует об опасности. О токсичности российской литературы, уничтожении культур и искоренении советских привычек она поговорила с корреспондентом online.ua Иваном Гриневичем.
Хотел бы вернуться к выпуску «Леся+Рома». Есть уникальный выпуск «Леся+Рома в Москве». Там вы начали демонстрировать общественную позицию еще до того, как это стало мейнстримом. Какие еще советские привычки до сих пор можно встретить в украинском обществе?
Я так же советский ребенок, независимость пришла в мою жизнь, когда я закончила 11 класс. Я думаю, это с нами навсегда. Недавно моему другу дали звание «младший лейтенант», и я чуть не написала ему «младший лейтенант, мальчик молодой». Хорошо, что я по руке себя ударила. Нельзя выбросить весь этот пласт.
Да, ты вытравливаешь из себя всю эту историю. Ради чего? Не ради себя, а ради моего сына, ради того, чтобы это дальше не продолжалось.
Но есть такие вещи, и очень многие фонят. Во-первых, и вся литература, теперь попавшая под токсичность — и диссидентская, и имперская. Мне понравилось, что Андрей Бондарь написал после того, как они Мариупольский драмтеатр накрыли сеткой: «Теперь можно российскую культуру назвать «потемкинская культура».
Поэтому то, что даже достойные представители прошлой российской культуры упали под каток токсичности – это, к сожалению, результат того, что люди делают сегодня. Так оно работает.
Все равно мы понимаем, что кто-то тяготеет к каким-то авторам, еще кто-то рос на чем-то, кто-то не может ментально разорваться, кто-то сожалеет или жалеет то или иное творчество. Это нормально.
Есть период стерильности, который пройдет на два поколения. Но, конечно, все эти авторы не исчезнут, многие страны оставят их у себя — те, у кого нет такой кровавой истории.
Читайте первую часть интервью с Ирмой Витовской: Украинцы быстро учатся не только кино снимать, но и воевать — Ирма Витовская
О вреде «великой русской культуры»
Посмотрите на мировую литературу. Она не менее прекрасна, если не больше. Мы говорили с Игорем Демидовичем Пасечником — это ректор Острожской академии, где я студентка в этом году заочной формы — о том, что очень странно, когда нация начинает добавлять себе какое-то приоритетное слово. К примеру, «великая русская культура».
Я никогда не слышала о great british culture, никогда не слышала о "большой французской культуре". Но в 1928 году немцы начинают употреблять «высокая немецкая культура». Мы видим, к чему это приводит.
Когда есть люмпен, извините, я буду называть это своими именами, потому что есть люмпен, не читающий свою культуру, не знающий своих авторов. Они у него висят в школах на уроках, и, возможно, он может отличить Пушкина, у которого есть определенные неевропеидные черты от Достоевского, но, в принципе, кто что написал – его это не волнует.
Однако он слышит для себя слово «великая» и он понимает, что он «велик». И это создает большую проблему для всех других народов, потому что потом эта болезнь, которая качается сверху и подпитывается этими особенностями, работает как лампочка на собаку Павлова.
И эти люди, не зная, что они несут, кто являются представителями этой культуры, просто сами себя относят к «великой русской культуре». И вот это слово «великая» идет вперед.
Ирма Витовская приняла участие в акции #saveUkrainianChildren, 4 июня (фото: facebook.com/irmcya)
И вот мы видим, что произошло одно время с немецким народом, это происходит с российскими народами, населяющими Российскую Федерацию. Хотя они прошли через свою собственную дегуманизацию, уничтожение своих культур, своих языков, своих идентичностей, впав в такой компот, где они знают по три каких-то фамилии, как в свое время украинская нация, которой тоже закрыли рот.
У нас знали только Франко, Шевченко, Лесю Украинку, а остальные — пласт, и то выборочно и процензурировано. Так и эти народы до сих пор имеют какую-нибудь архаическую историю. Однако все остальное у них уничтожено.
Поэтому я думаю, что это вопрос, когда Украина может сейчас как площадка сказать: "Если какой-то народ начинает себе добавлять не вклад в мировую культуру, а что-то особенное, тогда ищите там фашизм и зародки нацизма".
Читайте вторую часть интервью с Ирмой Витовской: Чтобы влиять на государство, вы должны быть мировоззренческими с этим государством — Ирма Витовская
Вас также может заинтересовать: Молоді, яка бачить себе в Україні, час об’єднуватися і брати майбутнє в свої руки — Ірма Вітовська