Успешных политиков на их пути, как правило, сопровождает удача. Избрание Дональда Трампа стало самой большой удачей Владимира Путина. Вместо продолжающейся изоляции, президент России получит еще одну перезагрузку, попытавшись выполнить несколько долгосрочных целей - получить признание своей зоны влияния в мире и равные отношения с Соединенными Штатами.
Однако если Трамп действительно умеет заключать сделки, Путину придется пожертвовать некоторыми из основных стратегий – антиамериканизмом и экономическим протекционизмом – которые способствовали консолидации его власти. При любом сближении с Соединенными Штатами к старым проблемам также могут добавиться новые сложности, особенно в восточной части Украины. Перед тем, как Путин начнет праздновать свои победы, которые могут быть существенными, стоит учесть, какими последствиями для него может обернуться успех. Об этом пишет политолог Уильям Померанц, специалист по России и Евразии, заместитель директора Института Кеннана при Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне в колонке для Reuters, перевод которой сделал ONLINE.UA.
Путин построил свою внешнюю политику вокруг одного основного постулата – Соединенные Штаты являются основным и даже единственным, международным конкурентом России. Каждая политическая установка, каждое выступление, каждая иностранная встреча, каждая программа новостей вращаются вокруг этого центрального тезиса.
Но что, если это враг, или, по крайней мере, искаженное о нем представление, внезапно исчезло? У Путина нет ничего, чем он мог бы заменить фонтан пропаганды о высокомерных, выходящих за всякие пределы и одержимых властью Соединенных Штатах. Наиболее очевидная альтернатива – русский национализм, но это слишком противоречивая тема в обществе, которое все еще остается многонациональным и многоконфессиональным. Более того, Путин недавно обсуждал вопрос о необходимости принятия нового закона о русской нации, который касается межэтнических отношений. Тем не менее, вместо того чтобы сосредоточиться на объединяющих национальных идеях, предложенный законопроект, судя по всему, будет сосредоточен на скучных бюрократических деталях российского государственного строения.
Читайте также: Путин будет делить Европу, а Трампа США разжуют и выплюнут - российский социолог
Путин также мог бы искать соперников в другом месте – Европа, "Исламское государство", – но они вряд ли будут стимулировать российский народ в той же степени, как старое соперничество сверхдержав. Путин может смягчить свой антиамериканизм, но при этом он рискует потерять один из своих немногочисленных надежных источников национального единства.
Как ни странно, вероятное решение президента Трампа отменить санкции (а примеру США немедленно последует и Европейский союз) также создаст хаос в текущей экономической стратегии Путина. В ответ на санкции США из-за аннексии Россией Крыма и последующего военного вмешательства в ситуацию на востоке Украины, Путин ввел свои встречные санкции, запрещающие импорт продовольствия из ЕС и США, тем самым дав огромный толчок отечественным производителям.
Путин также приступил к осуществлению программы импортозамещения, давая льготы и финансируя российских производителей электронных устройств, программного обеспечения, машинного оборудования, фармацевтических препаратов и множества других продуктов во имя экономического суверенитета.
Экономическое обоснование импортозамещения остается весьма сомнительным, поскольку оно неизменно приведет к ухудшению качества и уменьшению конкурентоспособности товаров. Но что, если президент Трмп предложит завершить программу санкций в обмен на устранение встречных санкций и недискриминационный доступ к российскому рынку? Путин должен будет снять свои протекционистские меры в рамках такого договора, тем самым подвергая западной конкуренции всех этих новых российских производителей сыра, программного обеспечения, медицинских препаратов и других продуктов. Вся экономическая стратегия Путина разрушится, и он почувствует ответную реакцию со стороны отечественных производителей, которые рассчитывали, что долгие годы будут находиться под защитой государства.
Внезапное окончание санкций приведет к еще одной проблеме в планах Путина, а именно – в Украине. Санкции стали неразрывно связаны с мирным процессом "Минск-2" – договоренностями, которые были согласованы в феврале 2015 года лидерами Украины, России, Франции и Германии. Европейцы настаивают на том, что санкции будут удерживаться до тех пор, пока не будет достигнут прогресс в реализации соглашений, которые требуют конкретных действий со стороны как России, так и Украины.
Россияне ответственны за контроль над осуществлением пунктов соглашения о прекращении огня со стороны сепаратистов, включая вывод тяжелого оружия с фронта. Украинские уступки гораздо более болезненны – Киев должен признать местные выборы в Донецке и Луганске (имеются в виду оккупированные части Донецкой и Луганской областей, - ред.) и предоставить этим территориям значительную региональную автономию.
Тем не менее, если президент Трамп решит снять санкции до полной имплементации Минских договоренностей, Украина получит большую свободу действий в борьбе с боевиками. На самом деле, некоторые аналитики в этом вопросе предложили просто позволить Донецкой и Луганской областям развиваться своим чередом, тем самым освободив Украину от необходимости платить за дорогостоящий процесс политической реинтеграции.
Любое решение Киева оставить оккупированный Донбасс создаст Путину главную дилемму – Кремль потеряет рычаги давления на Киев, получив административную и финансовую ответственность за управление регионами на долгосрочный период.
Читайте также: У Путина думают, как покрасивее слить Донбасс - российский политик
Вместо того, чтобы принять такой шаг со стороны Киева, Путин, скорее всего, будет вынужден возобновить военное давление на Украину, без сомнения, продолжая отрицать вовлеченность российских войск в бои. Вполне вероятно, что президент Трамп и его "практичные" советники будут проводить политику невмешательства в Российскую самопровозглашенную зону влияния, но возобновление войны неизменно несет новые риски – особенно если Путин хочет скрыть причастность Москвы от аудитории внутри своей страны.
Таким образом, победа Трампа потенциально поставит Путина перед сложным выбором. Президент России остается гибким политиком, и он может с удовольствием принять улучшение в российско-американских отношениях в качестве необходимой паузы, чтобы дать время своей стране оправиться от разрушительного экономического спада. Популярность Путина, однако, напрямую связана с его конфронтационной внешней политикой и протекционистскими мерами. Без внешнего врага Путину придется найти другие средства, чтобы сплотить поддержку вокруг его политики. Он не сможет обратиться к экономическим успехам, так как Министерство экономического развития объявило в октябре, что российские стандарты жизни не будут расти до 2035 года.
В то время, как Кремль явно радуется, он также попытался снизить уровень ожиданий относительно президентства Трампа. Это может быть хорошей переговорной тактикой, но это также может означать, что Путину необходимо время, чтобы перестроить свои приоритеты, особенно если сделка требует в корне изменить основные устои его внешней политики, экономической стратегии и базы внутренней поддержки.