О том, как можно добиться официального признания России участником войны на Донбассе и факта вторжения ее войск в Украину, и способе нивелировать право вето РФ в Совете безопасности ООН в интервью ОNLINE.UA рассказал директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.
- Учитывая недавнее обострение боев на Светлодарской дуге и обстрелы на других участках, какие механизмы невоенного характера, в первую очередь дипломатические, может использовать Украина для нанесения вреда противнику?
- Если говорить о дипломатии, сейчас необходимо фиксировать действия врага, желательно с подтверждением мониторинговой миссии ОБСЕ. Довести эти данные до международных органов - ПАСЕ, ООН, ЕС, НАТО - и побудить их на заявления, реакцию. К тому же, до инаугурации Дональда Трампа никаких резких реакций не будет. Также стоит привлечь внимание международных неправительственных организаций. Было бы идеально вывести проблему на уровень Совбеза ООН, но там есть ограничение, которое обойти не получается (например, право вето России, - ONLINE.UA).
- Насколько реальной в таких условиях выглядит идея вооруженной миссии ОБСЕ, если там минометы, САУ и бронетехника работают?
- ОБСЕ имеет очень слабую военную корзину. В военном плане это очень слабая организация. Поэтому они просто не готовы к таким миссиям. Вооруженная миссия может быть со стороны ООН или коалиции стран. Это очень трудно сделать, потому что через ООН это сложно провести.
Читайте также: В ОБСЕ шпионят за украинцами, а главарей ДНР-ЛНР называют "господа" - военный
- Есть ли какой-то механизм, чтобы втянуть Россию в конфликт, признать ее стороной конфликта и агрессором не только по факту?
- Например, есть сирийский вопрос. Там Россия выступает официально на стороне режима Башара Асада. Может, я чего-то не понимаю, но в статье 27 Устава ООН написано, что "сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения".
В нашем контексте есть только отдельные заявления, которые подтверждают факт пребывания российских войск на территории Украины.
Однако есть резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Единство в пользу мира". Она была принята в 1950 году, в начале Корейской войны, потом использована в 1956 году во время Суэцкого кризиса и в других ситуациях, когда агрессором или его покровителем был член Совбеза. Поэтому можно подать резолюцию в Совбез ООН, понятно, что она будет ветирована Кремлем. Но потом с этим фактом надо выходить на Генассамблею, где резолюции принимаются большинством. Там надо будет показать доказательства участия РФ как стороны конфликта.
- Как там принимается решение?
- Решение принимается 2/3 голосов от Генассамблеи ООН.
- Есть ли у Украины эти голоса?
- Это открытый вопрос (разговор состоялся до того, как голосование в ООН вызвало проблемы в отношениях между Украиной и Израилем, - ONLINE.UA). Наш проект резолюции о нарушениях прав человека в оккупированном Крыму поддержало 70 стран, 77 - "воздержалось", 26 - были "против" (против голосовали: Ангола, Армения, Беларусь, Боливия, Бурунди, Камбоджа, Китай, Куба, Коморские острова, КНДР, Казахстан, Индия, Иран, РФ, Никарагуа, Сербия, ЮАР, Южный Судан, Сирия, Узбекистан, Венесуэла, Эритрея, Зимбабве, Конго, Филиппины и Уганда - ONLINE.UA).
Читайте также: Список недругов: соцсети возмущены голосованием по Крыму в ООН
В 2014 году была другая конфигурация, когда голосовали резолюцию по территориальной целостности Украины (после аннексии Крыма, - ONLINE.UA). Из 193 стран-членов ООН 100 высказались "за", 11 — "против", 58 стран "воздержались", и 24 страны не голосовали (против голосовали: Армения, Беларусь, Боливия, Венесуэла, Зимбабве, КНДР, Куба, Никарагуа, Россия, Сирия, Судан, - ONLINE.UA).
Однако нам нужно над этим работать в любом случае. Задача архисложная, но если ничего не делать – то это еще хуже. Сложность задачи – не оправдание для нашей дипломатии.