На этой неделе Европа, по сути, закрыла самый популярный наземный маршрут к сердцу континента, перекрыв доступ для легионов отчаянных мигрантов c Ближнего Востока и еще более далеких регионов. За последний год по этому пути совершили путешествие более миллиона приезжих – включая ищущих убежища из таких стран, как измученные войной Сирия и Ирак, а также желающие найти работу из таких стран как Пакистан и Бангладеш. Но действия, предпринятые на этой неделе Европейским Союзом и несколькими отдельными странами, стали кардинальной переменой в европейском кризисе мигрантов.
Журналист Энтони Файоль в своей статье для Washington Post , перевод которой сделал ONLINE.UA, отвечает на основные вопросы, которые могут возникнуть, в связи с перекрытием основного маршрута мигрантов в Европу.
На кого это повлияет?
Мигранты и ищущие убежища, ненадлежащим образом пытающиеся попасть в центр Европы через Балканы, теперь заблокированы. Это касается лиц, ищущих работу, а также потенциальных беженцев спасающихся от войны в Сирии, Ираке и Афганистане.
Что же все-таки произошло?
Предварительная сделка была заключена между Евросоюзом и Турцией – страной, где мигранты и ищущие убежища из развивающихся стран платят контрабандистам за возможность попасть в Европу. Турция соглашается принять всех новых мигрантов, пытающихся пересечь Эгейское море. В ответ на это Европа согласится на более упорядоченную программу, в которой за каждого сирийца, принятого с моря и отправленного обратно, ЕС забирает сирийца непосредственно из Турции по воздуху. Для препятствования незаконному пересечению границы любой сириец, которого поймают на попытке пересечь Эгейское море, будет исключен из программы легального переселения.
Но на данный момент все выглядит так, будто афганцы и иракцы не будут претендовать на прямой переезд, хотя их количество составляет около половины ищущих убежища. И послужной список ЕС в приеме сирийцев из третьих стран ничтожен; это вызывает опасения, что многие мигранты попросту останутся в Турции, где растет нестабильность и насилие.
Если эта сделка Евросоюза и Турции только предварительная, то почему же дорога уже закрыта?
Так как турки еще не начали принимать обратно мигрантов, многие лица, ищущие убежища, по-прежнему направляются в Грецию - точку входа в Европу. Но теперь они застряли там, поскольку транзитные страны, включающие Македонию, Сербию, Словению и Хорватию, решили на этой неделе приостановить транзитные права для стран, которым требуется виза для въезда в Евросоюз. Это значит, что граждане Европы, американцы и люди с действующей визой из других стран все еще могут пересечь границу. Но люди без визы, то есть практически все мигранты и ищущие убежища, - не могут.
Но разве отказ лицам, ищущим убежища, справедлив и не противоречит международному праву?
Технически – да, противоречит. Но транзитные страны, такие как Словения, обходят этот фактор, используя техническую сторону. Любой ищущий убежища человек, который подходит к границе и хочет попросить официальной защиты Словении, например, может это сделать. Но большинство мигрантов нацелены на более богатые европейские страны. Другими словами, если ищущие убежища въезжают в Словению, они должны там остаться. Но практически никто из них этого не хочет.
Разве у большинства стран Европы в настоящее время не открытые границы и беспаспортный режим проезда между странами?
Некоторые транзитные страны, такие как Македония и Сербия, не являются частью Евросоюза, или Шенгенской зоны, которая позволяет открытый переезд между 26 странами от Португалии до Финляндии.
Формально в прошлом можно было сесть в машину и проехать от Словении до Лиссабона без предъявления паспорта. Но это было в старые добрые времена. Сейчас же угроза безопасности от боевиков под видом мигрантов, и общих потоков беженцев в последние недели привели к тому, что многие европейские страны восстановили пограничный контроль. И он, скорее всего, продержится до тех пор, пока кризис мигрантов полностью не утихнет.
То есть, дорога для мигрантов в Европу теперь полностью закрыта?
Некоторые мигранты с достаточным количеством денег обращаются к контрабандистам, в то время как другие пытаются прорваться через заборы из колючей проволоки и мимо охраны самостоятельно. Но это очень опасная игра, которая может закончиться как арестом, так и насилием со стороны бандитов, а в некоторых странах и со стороны полиции.
Сейчас большинство мигрантов, которые надеялись на транзит через Балканы, заблокированы в Греции, и свидетельства говорят, что дорога на запад действительно перекрыта. Взять, например, ключевую страну транзита – Словению, – которую, по отчетам октября, пересекало около 14 тысяч мигрантов в день. Министр иностранных дел страны заявил, что начиная со среды, когда был введен новый пограничный режим, ни один мигрант не пересек границу.
Могут ли мигранты найти другие пути в Европу, в обход стран с закрытыми границами?
На юго-западе Европы это очень сложно. Венгрия уже заблокировала границу и арестовывает мигрантов, пытающихся её пересечь. Возможными вариантами для 13 тысяч мигрантов, застрявших на греческо-македонской границе, могут стать Албания и Болгария. Но территорию Албании – гористую и дикую – пересечь очень сложно, и она полна местной мафии, которая вымогает денег у путешествующих и избивает их. В Болгарии довольно широкая и относительно хорошо охраняемая граница, а власти арестовывают и, по слухам, избивают мигрантов, направляющихся тем путем.
Но гуманитарные группы боятся, что перекрытие Балканского пути может теперь привести к тому, что больше мигрантов пойдет по более опасному пути в Европу – через Центральный район Средиземного моря, который проходит через Ливию и более широкое море в Италию. Эта дорога была популярна в самом начале нынешнего кризиса в 2014 году, но тысячи смертей и ухудшающиеся условия в Ливии привели к тому, что все больше беженцев стали выбирать более простой путь через Турцию, Грецию и Балканы. Теперь это может измениться.