Событий минувшей недели во внешней политике вполне достаточно, чтобы говорить об очередной #зраде Европейского Союза по отношению к Украине. Резолюция Сената Франции, призвавшего правительство страны начать процесс отмены санкций против России. Призыв министра иностранных дел председательствующей в ОБСЕ Германии Франка-Вальтера Штайнмайера подумать над процессом ослабления санкций против РФ. Отсутствие в Европейском Союзе единой позиции относительно предоставления нашей стране безвизового режима. Стоит ли паниковать, или правильнее проанализировать ситуацию?
Она, на первый взгляд, выглядит удручающей, ведь в странах Европейского Союза, входящих в "нормандскую четверку", то и дело демонстрируют готовность идти навстречу России. Причем делают это не заштатные политики, а фигуры первой величины. К тому же, в условиях гибридной войны восприятие ситуации зачастую является плоским и черно-белым, что отнюдь не способствует общественному спокойствию и оптимизму.
Но, если разобраться, то страны Запада действуют в своем репертуаре. Отношения с Россией за последние 25 лет для них важнее и весомее контактов с Украиной (причины этого – предмет отдельного разговора). Эйфория от мнимой демократизации РФ породила немало проблем, и только агрессия против Украины привела к изменениям в подходах западных политиков. Там были вынуждены отказаться от business as usual в отношениях с Москвой. Кстати, третий пакет санкций в исполнении ЕС, дискуссия о продлении которого пройдет через пару недель, является примером того, как 28 стран прыгнули выше головы и действительно наступили – каждая по-своему – на горло собственной песне.
Напомню, что в 2017 году в Германии и Франции пройдут парламентские и президентские выборы соответственно. По законам жанра, Ангела Меркель и Франсуа Олланд должны демонстрировать успехи в разных сферах государственной деятельности, среди которых дипломатия является далеко не последней. Прекращение конфликта на Донбассе – наиболее масштабного и ожесточенного в Европе за последних 20 лет - прямой интерес для Берлина и Парижа. К тому же, позиции Олланда в контексте будущих выборов довольно слабы, ему в спину дышат политики с ярко выраженной пророссийской ориентацией – Марин Ле Пен и Николя Саркози. В Германии ситуация определяется наличием широкой коалиции ХДС/ХСС и СДПГ, что зачастую становится причиной появления взаимоисключающих месседжей из Берлина. Учитывать «российский фактор» приходится всем ведущим политикам Западной Европы.
Возможно, наиболее четко неоднозначность европейской позиции демонстрирует ситуация вокруг предоставления Украине безвизового режима. Наша страна, по словам президента Европарламента Мартина Шульца, полностью выполнила требования, но евробюрократы продолжают тянуть резину, разрабатывая механизмы быстрой отмены еще не предоставленного статуса. В результате безвизовый режим Украина не сможет получить раньше осени 2016-го, хотя в нынешней ситуации этот шаг имеет для официального Киева скорее ритуальное, чем предметное значение.
Что в этой ситуации делать Украине? Не жить мыслями о том, что нас все предают, и отказаться от уверенности, будто нашей стране Европейский Союз по гроб жизни обязан. Не терять терпение и продолжать диалог с европейскими партнерами, убеждая их в собственной правоте и неизменности стремления стать членом Европейского Союза, при этом четко осознавая: на евроинтеграцию уйдет больше, чем сегодня говорят вслух отечественные политики.
Необходимо не только констатировать наличие проблем, но и показывать сильные стороны Украины, демонстрируя, что полезного ЕС принесет интеграция с нашей страной. Да, и меняться вместе с окружающим миром, возможно – быстрее него, поскольку в противном случае шансы превратиться в «серую зону» будут оставаться высокими.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA