Идею философии рабства и ее сочетание с самодержавностью обсуждали доктор психологии Василий Мосийчук, академик Украинской академии наук Виталий Лунев и профессор нейропсихологии Богдан Ткач в новом выпуске цикла психологических эфиров «Свідомі про несвідоме».
Доктор психологии Василий Мосийчук говорит, что, кажется, у каждого россиянина свое богатство: у кого-то – сапожки для ребенка, у кого-то – ковер, у кого-то – машина стиральная. Так может их желание – реализация того, что имеет их господин и панский двор?
А может их (россиян - ред.) желание – это то, что они смотрят, как господин живет, жирует, все имеет? В этом случае организуется война. Может, это самое их желание – стать таким, как господин, перед "низшей нацией", как им говорят? И они просто желают стать богатыми людьми, с материальными ценностями.
В чем состоит философия рабства
Академик Виталий Лунев привел цитату Цицерона: раб не мечтает о свободе, он мечтает о рабах.
Такое колониальное и постколониальное сознание сочетает в себе две вещи: благополучие возможно только тогда, когда ты у кого-то забрал. Это идея колонии – когда империя живет только за счет того, что она что-то забирает, отбирает, стягивает с кого-то, – объясняет Виталий Лунев.
Он отмечает, что это философия рабства. Она заключается в том, что недостаток в прошлом чего-то становится предметом желания в воображении человека, и это чрезмерно идеализируется.
У россиян никогда не было построено корреляции между тем, что я делаю и тем, что у меня есть. В цивилизованном мире человек, который многое делает, многое имеет.
Здесь вся история построена на чем? Читайте книги по истории. Там написано: в таком-то году мы отвоевали и забрали это, еще в каком-то году еще что-то забрали; славная армия, славная армия, самодержавие. Идея того, чтобы что-то иметь, связана только с одним – чтобы что-то отнять. Собственно на этом построен целый механизм создания государства, самодержавия такой. Поэтому рабы знают, что они хотят, и они за это ответственны.
Россияне привыкли жить в мире придуманных законов, — профессор нейропсихологии Богдан Ткач
В России нет перспективы для инакомыслия
Господин все-таки знал, что если он будет раба содержать в голоде, в холоде, то тот в какой-то момент может наброситься на него. Мы говорим о рабстве психологическом, потому что он запугал свою нацию, исказил их сознание. Он вовремя направил своих рабов наружу, чтобы бунта не было внутри, и сказал: «Видите, там богатая страна. Давайте ее захватим» под эгидой идеи того, что эти страны не нации. И Украина, и Россия, и Грузия – эти страны были уже кто его знает, когда. Но он сказал, что нет этой нации. Это он хотел переписать земной закон, но это нельзя делать. И он направил этих рабов – я так понял? – спросил Василий Мосийчук.
Академик Лунев ответил, что идея этого напряжения создавалась всегда.
Не помню, кому эти слова принадлежат, но говорят, что политика – это наука о врагах и друзьях. И постоянное культивирование этого тезиса, что «есть враги, и мы не можем жить так, как живут где-то, потому что мы все время защищаемся от кого-то; враги рядом, враги уже здесь, враги – это бывшие наши», и многое такое в этом общественном сознании – бесконечные друзья и враги. А потом возникает такая идея у раба, что он должен это защитить. То есть это для него – чувство долга, – убежден академик.
Виталий Лунев отмечает, что раб связывает свое благополучие и безопасность только с фигурой, поскольку это ролевая позиция, за которую он не может выйти.
То есть роль раба диктует поведение: тебя так назвали и ты не можешь себе позволить что-нибудь другое, потому что ты – рыба, которая не может летать или бегать.
Ты так назван и ты с этим согласился.
Это коллективное согласование. Знаете, как? Я очень часто этот пример привожу. Для меня люди, которые при Советском Союзе не сидели, как Стус в лагерях, где-то ограничены в своих правах дискутировать на политические темы. Ибо Стусу хватало информации. Интернета не было, но информации и сознания хватало, чтобы занимать такую личную позицию. А остальным, оказывается, не хватало. И можно о каких-то вещах говорить только тогда, когда об этом стало говорить, безопасно говорить и даже модно.
Лунев отмечает, что Россия сейчас еще на той стадии, как и общество в целом, когда даже нет перспективы для инакомыслия – вот в чем проблема.
Потому что это – рабы даже... Это я не буквально даже говорю, это просто психоаналитическая категория, которая показывает, что есть кричащий человек «Я знаю твое желание, хозяин. Я угадал, что ты хочешь. Вот в чем идея рабства.
Василий Мосийчук спросил, получает ли раб при этом наркотик.
По словам Виталия Лунева, раб бежит к хозяину с тем, что «я знаю твое желание и я могу его реализовать» – он надеется, что ему дадут или свободу, или что-нибудь другое.
И самое главное – он избавляется от угрозы быть наказанным, что он не догадался, что его владелец что-то хочет. Я не знаю, насколько я разумно говорю эти вещи, но здесь сама эта идея – я бегу и кричу о том, что «властелин, я знаю твое желание». Вот в чем идея рабства.
В советское время была идея: «Требуется на заводе обсудить решение пленума ЦК №...» и на заводе собирались и обсуждали.
То есть раб кричит: "Мы соглашаемся, мы поддерживаем, мы знаем, что это правильно". В какой стране еще обсуждали (и это нужно всем присутствовать) решение пленума и подтверждали, что мы соглашаемся, мы очень счастливы, что оно так получилось? То есть «Хозяин, я знаю твое желание», – отметил академик Лунев.
Участники этого выпуска «Свідомі про несвідоме»:
Василий Мосийчук, доктор психологии, автор научных работ, поэт
Виталий Лунев, клинический профессор психологии и клинического нейропсихоанализа, член Американской психологической ассоциации, академик Украинской академии наук
Богдан Ткач, клинический профессор нейропсихологии, доктор психологических наук по медицинской психологии, старший исследователь и врач
«Свідомі про несвідоме» — это цикл психологических эфиров с участием ведущих специалистов из разных областей, от психологии до международной экономики. Участники эфиров берут для обсуждения актуальные проблемы, с которыми сталкиваются украинцы во время войны.