Какие меры правительство Германии планирует предпринимать в отношении дезинформационных кампаний Кремля?
Германия заинтересовалась пропагандистской российской дезинформационной кампанией не так давно, в частности, после печально известного «дела Лизы» в 2016 году. Правительство Германии приступило к осуществлению ряда новых мер безопасности, особенно в области кибер-безопасности.
Об этом пишут в статье глава программы Kremlin Watch Якуб Янда и журналист Вероника Вичова для The Atlantic Council, перевод которой сделал ONLINE.UA.
Читайте также: Украина сделала важный ход против российской пропаганды в Крыму
В сентябре в Германии состоятся выборы. Немецкие военные и разведывательные агентства будут обеспечивать безопасность их проведения, в случае вмешательства со стороны России. Также, правящие представители Христианско-демократического союза Германии занимаются этим вопросом, но из-за отсутствия политического согласия с представителями Социал-демократической партии, Берлин, по-прежнему, не может развернуть полномасштабную стратегию против российской пропаганды.
Позиция Германии по отношению к Кремлю имеет большое значение. Если правительство Германии серьезно отнесется к угрозе со стороны России, это поспособствует тому, что многие другие члены Европейского союза будут принимать те же меры.
Факт существования дезинформационной кампании с российской стороны не вызывает сомнений. Многие западные разведывательные агентства, в том числе британские и немецкие, публично призывают предпринимать действия по отношению к этой наступающей угрозы. Тем не менее, правительства некоторых европейских стран по-прежнему удивляются, когда их государственные учреждения подвергаются опасности.
Команда программы Kremlin Watch потратила несколько месяцев, изучая ответы 28 государств-членов ЕС. В настоящее время, реакция правительства ЕС на действия Кремля неоднозначная. Большинство европейских стран не отрицают, что российская дезинформационная кампания все-таки существует, за исключением Греции и Кипра, которые ведут себя более или менее солидарно с Кремлем. Тем не менее, некоторые страны ведут себя пассивно и не предпринимают серьезных действий для противостояния этой угрозе.
Например, правительства Венгрии, Австрии, Хорватии, Португалии, Словакии и Словении решительно игнорируют проблему с российской пропагандой, хотя большинство из них являются постоянными целями российской подпольной деятельности и дезинформационных кампаний. Есть и положительная сторона: гражданские и общественные организации этих стран часто пытаются противостоять нападкам или, по крайней мере, повышать осведомленность общественности по этому вопросу. Но, без реального участия правительства, мало что можно сделать, чтобы устранить эту проблему.
Ирландия колеблется из-за своей географической дистанции и исторического нейтралитета, в то время как представители Италии и Болгарии кое-как подавляют попытки поставить вопрос о национальной безопасности на повестку дня. Бельгия по-прежнему считает, что только страны-соседи с восточной стороны являются объектами активных действий Кремля, в то время, как она в основном занята угрозой исламистского экстремизма. Испания и Франция также считают, что пропаганда исламистов является более приоритетной проблемой.
Еще есть группа активных стран. Они использовали аннексию Крыма, чтобы простимулировать такие страны, как Дания, Румыния, Финляндия, Чехия и Польша, изменить их отношение и начать разработку практических стратегий против активной дезинформационной кампании России.
Обсуждение российских дезинформационных кампаний в Соединенном Королевстве также ограничили перед референдумом Brexit. И даже сейчас, британское правительство в основном фокусируется на программах по борьбе с российским влиянием в Восточной Европе.
После изучения этих реакций в различных странах мы определили четкую тенденцию. Когда правительство наконец осознает, что угроза российской подрывной деятельности стала внутренней и потенциально угрожает выборам, они начинают предпринимать специальные шаги. Власти часто обращаются к корпорациям, таким как Google или Facebook, за помощью, но даже если эти компании несут какую-то ответственность за предоставление платформ, которые позволяют распространять дезинформацию, такие действия не являются панацеей.
Так же, как и в противостоянии исламистскому экстремизму, здесь нет быстрого и легкого решения. Первый шаг - формально признать угрозу и ввести ее в стратегические документы безопасности страны. Тогда правительствам необходимо начать адаптировать свою национальную политику к угрозе пропаганды, как это сделало правительство Чехии.
Второй шаг - выделить значительные ресурсы для исследования и изучения инструментов, используемых Кремлем для воздействия на общественность в данной стране. Благодаря расширенной работе аналитических центров в Центральной и Восточной Европе, большинство инструментов и практик Кремля уже широко известны. Но это не касается таких стран, как Германия или Франция, в которых практически не проводят систематические исследования влияния Кремля.
Третий шаг - учиться у регионов, которые уже сталкивались с российским вмешательством. Например, у стран Балтии разработаны инструменты и методы, которые могут быть адаптированы к каждой национальной среде.
Хотя приоритетом является прекращение агрессии со стороны противника, странам также необходимо работать над собственной внутренней уязвимостью. Из опыта Швеции и Финляндии можно извлечь много практических уроков, так как они работали над укреплением общей устойчивости к любым непредвиденным обстоятельствам. Они являются новичками в предотвращении, обучении медиа-грамотности и привлечении граждан.
Тем не менее, реальным решением для Европы было бы, если бы Германия серьезно восприняла эту угрозу. Если бы это произошло, то по крайней мере двенадцать заинтересованных союзников ЕС с радостью объединились и противостояли бы враждебному вмешательству Кремля в Европу.
У правительства Германии еще есть время, чтобы придумать действенные меры, для защиты свой страны. Как учит нас история, никакие поблажки не подействуют на агрессора.
Как сообщал раньше ONLINE.UA, В Европе отказываются от проектов, связанных с "Северным потоком-2"