Наталья Галибаренко - украинский дипломат, посол Украины в Великобритании. До того как занять этот пост, она была первым заместителем министра иностранных дел Украины (2014-2015) и принимала участие в многочисленных двусторонних/многосторонних переговорах с ЕС, ОБСЕ и Советом Европы.
Галибаренко дала интервью журналисту The World Post Самюэлю Рамани 27 мая 2016 года после ее выступления в колледже святого Антония при Оксфордском университете. ONLINE.UA сделал перевод материала.
- Украинский пилот Надя Савченко недавно была освобождена из российской тюрьмы в результате интенсивного международного давления. Как вы думаете, это повлияло на сроки её освобождения? И было ли это исключительно результатом соглашений между Россией и Украиной, или же определенную роль играют западные страны?
- Ранее планировалось, что Надя будет возвращена в Украину в апреле. В апреле мы надеялись на политическое соглашение между Порошенко и Путиным в рамках Нормандских договоренностей, которые определяли выдачу Савченко и обмен заключенными. Все сорвалось в последнюю минуту. Таким образом, стороны, участвующие в освобождении Нади, не предавали происходящее широкой огласке. Они не распространяли подробностей о деле, так как боялись, что это повредит всему процессу. Многие факторы влияли на ее освобождение. Одним из них была договоренность в результате переговоров Нормандской четверки, в сочетании с давлением со стороны Франции и Германии. Кроме того, посреднические усилия Порошенко и давление со стороны западных журналистов и общественных активистов сыграли ключевую роль в этом процессе. Правительство России и Путин чувствовали, что удерживание Савченко в тюрьме более двух лет переходит все допустимые границы, поэтому они освободили ее.
- К вопросу об отношениях Великобритании и Украины - в марте 2016 года был утвержден меморандум о сотрудничестве между Украиной и Соединенным Королевством. Каковы последствия этого меморандума для безопасности Украины?
- Меморандум марта 2016 года сам по себе не будет иметь огромного влияния, это не военный контракт или соглашение. Это согласие отправить 200 британских инструкторов в Украину. Эти тренеры будут оказывать техническую поддержку украинским Вооруженным силам. Сейчас мы говорим о предоставлении медицинских комплектов, так как горячая фаза конфликта (на Донбассе, - ред.) сейчас завершена. Нам нужно больше экспертной поддержки для подготовки наших вооруженных сил.
- 23 июня Великобритания будет проводить референдум по вопросу о её будущем в Европейском Союзе. Так как Украина пытается вступить в ЕС, и некоторые правые сторонники Брекзита занимают примирительную позицию по отношению к России, была выражена обеспокоенность, что отношения Великобритании и Украины могут пострадать в случае выхода Великобритании. Что вы думаете по этому вопросу?
- Наши двусторонние отношения с Соединенным Королевством будут очень хорошими, независимо от того, что произойдет на референдуме. Отношения Украины и Великобритании основаны на постоянных интересах и ценностях. С самого начала Великобритания не пойдет на какие-либо переговорные компромиссы по Украине из-за Сирии, Ирана или любого другого международного кризиса. Они были очень серьезны в этом вопросе, и Великобритания решительно поддерживает украинский суверенитет и территориальную целостность. Тем не менее, в интересах Украины, чтобы Великобритания осталась в реформированном Европейском Союзе. Без Соединенного Королевства Европейский союз станет слабее. А для Украины это будет означать, что санкции против России и европейская солидарность в вопросе поддержки Украины могут быть поставлены под сомнение. За время моего пребывания в посольстве Британия показала себя весьма рациональной, она будет оценивать целесообразность этого решения. Я уверена, что они (британцы – ред.) примут правильное решение.
- К вопросу конфликта в Украине: недавно опубликованные статистические данные ООН показывают, что уровень насилия в Восточной Украине в апреле 2016 года был на самом высоком уровне за последние полтора года. Как вы думаете, чем можно объяснить эту эскалацию военных действий? И является ли это предвестником дальнейшей российской территориальной экспансии в Украине?
- Я не думаю, что Россия хочет территориальной экспансии (наступления, - ред.), но я действительно вижу некоторую логику в российской агрессии в Украине. Это часто происходит перед некоторыми важными решениями или мирными переговорами. Например, агрессия России в Иловайске и Дебальцево происходили прямо перед заседаниями в Нормандском формате. У России есть паттерн, которым она пытается усилить свои позиции перед важнейшими международными переговорами. Это создаст ситуацию, в которой Украина более расположена идти на уступки, так как украинские политики отчаянно пытаются сохранить территориальную целостность нашей страны.
Почему эскалация насилия происходит сейчас? В конце июня будет проходить голосование о продлении санкций. Россия пытается оказать давление на Украину. С одной стороны, они выпустили Савченко в надежде быть вознагражденными, поскольку повели себя как конструктивный участник. С другой стороны, Россия хочет показать, что контролирует ситуацию, и украинцы не должны расслабляться. Каждый раз, когда украинцы проявляют стойкость, и переговоры проходят на их условиях, Россия добавляет огня к конфликту, чтобы получить больше рычагов давления.
- В то время, как западные державы не желают поставлять в Украину летальное оружие, Киев получил некоторую западную военную помощь с момента начала конфликта. Какую поддержку получила Украина, и какого прогресса она достигла в восстановлении своих военных сил?
- Мы получили большую поддержку со стороны Соединенных Штатов, Канады, Австралии и некоторых европейских стран. Эти страны предоставили оборонительное вооружение и военную технику, но они не отправляли свои наиболее современные виды вооружений. Два года назад у Украины фактически не было рабочих вооруженных сил, они были недофинансированы в течение многих лет, а на высоком уровне ВСУ были полны российских шпионов и агентов ФСБ. После Евромайдана эти шпионы бежали в Россию. Это одна из причин, почему мы потеряли Крым. Мы не были способны защитить нашу территорию. После того, как агрессия началась в Восточной Украине, мы начали перестраивать свои Вооруженные силы с помощью добровольцев. Мы эффективно реформировали нашу армию с нуля.
- Переходя к конституционным вопросам и территориальной целостности Украины: недавно СМИ говорили, что украинский президент Петр Порошенко сказал, что хотел бы, чтобы Украина полностью вернула себе территории Донбасса и Крыма. Как вы думаете, можно ли достигнуть этой цели? И будет ли Киев делать что-то для нормализации отношений с Россией, если это будет определять возвращение этих территорий?
- Наш президент действительно говорил о возвращении Донбасса и Крыма. Я думаю, что он был неправильно истолкован в некоторых из англоязычных изданий; его выступление в Украине было о мирной реинтеграции, а не военном плане по возвращению себе этих территорий. Наш план состоит в том, чтобы показать населению Крыма и Восточной Украины, что в Украине качество их жизни будет лучше. Мы не будем ограничивать их свободу, как Россия делает сейчас. Наши усилия по европейской интеграции и будущее в ЕС улучшат уровень жизни людей в этих регионах. Мы также приступим к энергичному процессу децентрализации полномочий в регионы. Деньги будут переданы регионам, поэтому региональные власти могут действовать с большей ответственностью и компетентностью.
- Одним из условий мирных соглашений, Минска-2, является конституционное решение о статусе Донбасса. Этот термин был весьма спорным в украинском парламенте, особенно среди политиков, которые симпатизируют Юлии Тимошенко. Как вы думаете, будет ли реализовано это условие? Или же политическое противостояние слишком обширное?
- Я думаю, что судьба конституционных изменений зависит от всей реализации Минска-2. Существуют условия политического урегулирования, которые включают в себя местные выборы и внесение изменений в Конституцию. Но без надлежащих условий безопасности невозможно полностью реализовать конституционные реформы по статусу Донбасса. Для их полного осуществления, должно вступить в силу соглашение о прекращении огня. Все иностранные войска должны уйти с территории (Донбасса, - ред.). Представители миссии ОБСЕ должны следить за ситуацией и границами, чтобы не было иностранных войск (в данном случае, российских), пересекающих границу. Это те условия, которые должны быть установлены, когда парламент будет голосовать по конституционным поправкам.
- Наконец, тотальная коррупция часто рассматривается как основное препятствие для более тесной интеграции между Украиной и Западом. Порошенко был подвергнут критике за то, что не принимает достаточно мер в данном вопросе. Как бы вы оценили ход антикоррупционной кампании в Украине, и что должно быть сделано, чтобы ускорить этот процесс?
- Существует уже стереотип о коррумпированной Украине. Людям не хватает свежей информации о политике по борьбе с коррупцией в Украине. В некоторых областях в рамках антикоррупционной политики Украина весьма революционна и провела больше реформ, чем некоторые европейские страны. У нас есть электронные декларации всей прибыли и доходов, которые являются полностью публичными. Все высшие должностные лица публикуют эти декларации. Мы создали новые органы по борьбе с коррупцией, и новую систему для расследования коррупционных дел. Существует процесс реформ в стадии реализации в офисе Генеральной прокуратуры. Она станет менее советской, а более европейской. Судебная реформа продолжается, и президент продвигает её через парламент. У нас есть возможность сделать реформы в этой сфере более публичными и популярными.