12 сентября с наступлением сумерек по всей Сирии (даже на большей части охваченных войной территорий) установился неустойчивый режим тишины. Прекращение огня в этот вечер совпало с ключевым праздником в мусульманском мире - Ид аль-адха (Курбан-байрам) - и прекращение огня было встречено с искренним одобрением.
Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor дала прогноз насчет того, что может произойти в первую неделю после вступления в силу нового соглашения о прекращении огня в Сирии, как будут себя вести заинтересованные стороны, к чему это может привести, и в чем выиграла Россия после резонансной сделки о перемирии, которую она заключила с США. Отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.
Даже с учетом облегчения от перемирия в Сирии, противоборствующие стороны пошли на это соглашение с большой опаской. Хотя прекращение огня стало результатом 10 месяцев кропотливых переговоров между многочисленными заинтересованными сторонами, в первую очередь, США и Россией, предыдущие переговоры о прекращении огня быстро проваливались. Такие реалии грозили и заключенному Москвой и Вашингтоном 10 сентября соглашению, дополнительные преимущества которого зависят от того, продержится ли перемирие.
Если прекращение огня не удержится в течение ближайших семи дней, все переговоры практически нужно будет начинать заново, что создаст дополнительную задержку какой-либо дискуссии по поводу будущего Сирии. И именно этот факт может ослабить поддержку прекращения огня некоторыми заинтересованными сторонами.
Слухи о том, что США предложили координировать свои действия в Сирии с Россией, появились еще в июне, и две страны провели последующие недели в спорах по поводу деталей этого соглашения. В том числе, противоречия вызвали вопросы о статусе повстанческих группировок, таких как Ахрар аш-Шам (союз исламских салафистских бригад, объединённых для войны против армии президента Сирии Башара Асада, – ред.) и планы отделения Джебхат Фатах аш-Шамы (исламистская террористическая организация – ред.) - ранее известной как Фронт ан-Нусра - от других повстанческих группировок.
В просочившейся в конце июня информации также не было сказано ничего о том, будут ли Соединенные Штаты настаивать на создании коридоров, по которым может быть отправлена гуманитарная помощь в осажденные районы Сирии (поставки продуктов питания и медикаментов усложнили попытки сторонников режима Асада использовать тактику осады с целью заморить голодом повстанцев по всей стране). Поддерживаемые Россией сторонники режима Асада также не хотели заключать сделку с США до тех пор, пока не окружили контролируемую повстанцами территорию города Алеппо, чего они недавно смогли добиться, отразив контрнаступление своих врагов.
Теперь, когда город Алеппо окружен, Москва согласилась на предложение Вашингтона, и окончательное соглашение больше действует в пользу России. Повсеместное прекращение огня распространилось на лояльные правительству силы и повстанцев, за исключением отдельных группировок, таких как Джебхат Фатах аш-Шам.
Если относительное спокойствие продержится в течение недели, военные США начнут координировать свою кампанию бомбардировок, направленных против Джебхат Фатах аш-Шам, с Россией. Также будут установлены строгие ограничения на операции ВВС Сирии. Повстанцы, тем временем, должны сделать так, чтобы их перестали ассоциировать с террористической группировкой – задача не из легких, так как Джебхат Фатах аш-Шам укоренилась по всей стране, стала частью других повстанческих сил. Это не говоря уже о том, что реальный разрыв с ней был бы крайне непопулярным среди повстанцев. Многие из них проливали кровь и гибли вместе с бойцами Джебхат Фатах аш-Шам в бесчисленных военных кампаниях. Повстанцы могут попытаться получить больше времени для сложного процесса разрыва связей, если они все же решат это сделать.
Учитывая сильно уменьшившийся контроль сторонников Асада над многочисленными номинально солидарными с ними отрядами сил сопротивления и вооруженными группами, нарушения в хрупком режиме прекращения огня на этой неделе практически гарантированы. Поддерживаемые Россией и Ираном лояльные режиму войска, однако, скорее всего, будут соблюдать соглашение.
Хотя несколько крупных повстанческих группировок еще не приняли соглашения, власти Сирии, Ирана и Хезболла объявили о поддержке прекращения огня. Их решение пойти на сотрудничество вряд ли может вызвать удивление: позволив Соединенным Штатам бороться с исключенными из соглашения повстанческими группировками (которые являются одними из самых эффективных в повстанческой коалиции), лояльные Асаду силы могут рассорить мятежников без необходимости бороться с большинством из них, тем самым освобождая войска для борьбы с "Исламским государством". После того, как Джебхат Фатах аш-Шам и подобные ей группы будут уничтожены, поддерживающие режим Асада силы могут переключить свое внимание на существенно ослабленную повстанческую коалицию.
По этой причине неудивительно, что повстанцы ответили совсем иначе на соглашение США и России, заключенное в эти выходные. Пожалуй, наиболее важно отметить реакции тех нейтральных групп, которые не поддерживаются и не являются мишенью Соединенных Штатов, в том числе мощных группировок, таких как поддерживаемая Турцией и Катаром Ахрар аш-Шам и поддерживаемая Саудовской Аравией Джейш аль-Ислам. Если эти группы откликнутся на призыв Вашингтона дистанцироваться от Джебхат Фатах аш-Шамы, маневр США получит значительную силу, изолируя группу и делая ее более легкой мишенью. Но перспектива этого маловероятна, и Ахрар аш-Шам уже выразила свою нерешительность в отношении соглашения.
Кроме того, Саудовская Аравия и Катар, с подозрением относящиеся к планам Вашингтона в Сирии, будут сопротивляться любым шагам США, которые могут быть попыткой наказать повстанческие группы, отказавшиеся разорвать связи с Джебхат Фатах аш-Шам. Нейтральные повстанцы могут на словах поддерживать соглашение, чтобы угодить своим иностранным покровителям, но им будет чрезвычайно трудно эффективно отделиться от Джебхат Фатах аш-Шама. И если сформируется разлом между внешними покровителями сирийской оппозиции, это может подорвать способность США влиять на то, какое оружие отправляется и каким группировкам. Лидеры повстанческой коалиции осознают, что стратегия американцев наносит ущерб восстанию против Асада в целом.
Турция аналогичным образом попытается помешать непосредственному взаимодействию США с повстанческими группами, такими как Ахрар аш-Шам – группировкой, с которой Анкара обширно сотрудничала, и которая вряд ли отделится от Джебхат Фатах аш-Шамы. Но соглашение США с Россией также дает возможность Турции наращивать собственные операции в северной провинции Алеппо против "Исламского государства" и курдских Отрядов народной самообороны. В конце концов, повстанцы из "Свободной сирийской армии", которые придерживаются соглашения о прекращении огня со сторонниками режима, могли бы вместо этого развернуться для оказания помощи Анкаре.
Тем не менее, у Москвы и Вашингтона сейчас есть довольно ограниченное влияние на некоторых из ключевых игроков на сирийском поле боя, что приведет к снижению эффективности действия соглашения в целом. Россия сможет обеспечить сотрудничество Ирана, сирийского правительства, Хезболлы и других бойцов, поддерживающих государственный режим. Встреча в Москве 13 сентября между заместителем министра иностранных дел Ирана по вопросам арабских и африканских отношений с его российским коллегой показывает серьезность их единства. Визит состоится как раз в то время, когда Кремль пытается уговорить Тегеран позволить ему использовать аэродром Хамадан, чтобы продемонстрировать российское влияние на Ближнем Востоке.
Со своей стороны, США будет сложно убедить многие повстанческие группировки поддержать их часть соглашения. И чем более встревожены будут повстанцы, ведь соглашение ослабляет их позиции, тем больше они будут бросать ему вызовы.
Соглашение между Соединенными Штатами и Россией, по крайней мере, временно снизит уровень насилия в Сирии. Остановка неизбирательных воздушных бомбардировок и доставка помощи в осажденные районы принесут долгожданное значительное облегчение измученному населению страны. Если, на самом деле, в течение недели удержится прекращения огня и начнется совместная целевая борьба с террористами, на горизонте может начать маячить следующий этап мирных переговоров.