Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) накануне опубликовал глобальное расследование о секретных офшорных счетах представителей мировой элиты. Главным источником информации стала база данных Mossack Fonseca - одного из крупнейших мировых офшорных регистраторов. Фирма базируется в Панаме и оперирует данными более чем 300 тыс. компаний, бизнес которых принято считать "теневым". Публикация "Панамских документов" началась вечером в воскресенье, 3 апреля. Примечательно, что в число государственных лидеров, фигурирующих в компромате, попали и президент Украины Петр Порошенко с российским лидером Владимиром Путиным. Также в документах фигурируют нынешний мэр Одессы Геннадий Труханов и многие другие политики.
Российский социолог Игорь Эйдман рассказал в интервью ONLINE.UA, как международное расследование повлияет на Владимира Путина, что общего у российской и украинской правящих элит, и почему странам бывшего СССР сложно «переварить» постсоветский правящий класс.
- Как на Владимира Путина повлияет расследование о его причастности к счетам тех или иных людей в офшорах?
- Это не первое и не последнее расследование криминального бизнеса Владимира Путина. Все новые штрихи дополняют картину массовой коррупции, в которой задействованы высшие российские чиновники, включая президента и его окружение.
Это не одномоментный процесс. В Исландии премьер быстро уйдет в отставку, в России - нет. Но свою лепту в дискредитацию режима такие расследования вносят. Путин, как человек из спецслужб, хочет держать все в тайне. А когда начинают появляться «хвосты», шпион понимает, что он на грани провала. У него психология спецслужбиста, он прячет своих дочерей, друзей, любовниц, деньги. Но постепенно картина и личной его жизни, и коррупции проясняется. Все это ему очень не нравится, потому что если население увидит, что он собой представляет в личной жизни, политике и бизнесе, то его имидж и харизма померкнут. Он из государственного деятеля превратится в простого коррупционера, с интересами мелкого мафиози — бабы, роскошь, бабки.
- Зачем НТВ недавно показало съемку, где фигурирует оппозиционер Михаил Касьянов (с компроматом на политика, который многие назвали грязным)?
- Они хотят перевести фокус внимания с себя на оппозицию. Все это выглядит как провокация спецслужб. Но ни Касьянов, ни другие оппозиционеры не интересуют население так сильно, как Путин. Информация о нем доходит до людей, даже если не показана по центральному телевидению. По последним исследованиям Левада-Центра, уровень доверия к Путину уже упал на 10% (отметим, что по последним данным рейтинг снова вырос, до 82%).
- Электоральное падение Путина будет долгим процессом?
- Да. Это будет происходить постепенно. Тот же виолончелист Ролдугин (имя которого прозвучало в компромате на президента России, - ONLINE.UA) - только один из «кошельков» Путина. Подозреваю, что это не самый большой кошелек. Будут и другие расследования и разоблачения. Ясно, что Путин все яйца в одной корзине не держит. Поэтому выяснение правды — долгий процесс, но в итоге он подорвет популярность президента. Возможно, эффект мы увидим уже на следующих президентских выборах в России (в 2018 году, - ONLINE.UA).
- Путин эти атаки понимает?
- Конечно. Но с его точки зрения, против него работают американцы, а не сообщество журналистов, которые хотят написать правду о современной мировой элите.
- А вы как думаете?
- Думаю, что идет объективный процесс, который начался во времена WikiLeaks. Мировое сообщество во всех странах возмущено коррумпированностью элит. Речь идет и об Украине. Офшорный бизнес вызывает очень много нареканий на Западе, поэтому он постепенно сжимается. Бывшего рая для капитала уже нет, дальше условия будут становиться еще жестче. Это объективный и глобальный процесс. Однако Путин воспринимает этот процесс как борьбу против него лично, а не против старой и непрозрачной политико-экономической модели.
- Что Кремль будет делать?
- Рассказывать, что это провокации против Путина, усиливать конфронтацию с внешним миром и, таким образом, побуждать людей сплотиться вокруг президента. Это уже делается.
- Что будут делать Петр Порошенко и его окружение? Президент Украины - тоже фигурант расследования по офшорам.
- В Украине и России разные политические системы, но примерно одинаковые правящие элиты - тандем крупного олигархического бизнеса и бюрократии. Такой тандем продолжает удерживать власть в Украине, России, на Южном Кавказе и в странах постсоветской Центральной Азии. Исключением стали только страны Балтии и, возможно, Грузия. Это система сформировалась после перестройки, когда советская номенклатура вместе со спецслужбами и криминалом захватила власть и конвертировала ее в контроль над собственностью. Этот тандем и является причиной проблем с демократией и европеизацией. В РФ и Украине политические системы разные, но правящие элиты социально близки. Недаром Петр Порошенко делал бизнес в России, а, например, Александр Бабаков (через компанию VS Energy является мажоритарным собственником нескольких облэнерго Украины, владеет гостиницами в Киеве – ONLINE.UA) и другие российские олигархи - в Украине.
- Почему Майдан не поменял элиту?
- Возможно, это произошло из-за нападения России сразу после Майдана. В стране возникло ощущение осажденной крепости, а этим сразу воспользовались старые олигархи и элита. Людям вместо того, чтобы заниматься собственными проблемами, пришлось тратить энергию и ресурсы на защиту Украины. Но, возможно, общество еще просто не созрело для того, чтобы создать сильные демократические политические структуры, которые были бы не связаны с коррупционным капиталом. Думаю, что тут два фактора – внешняя агрессия и слабость гражданского общества.
- К чему старые постсоветские элиты приведут все наши страны?
- Это элиты не только коррумпированные, они еще и непрофессиональные. Это элиты «большого хапка». В итоге все они приведут страны к развалу и бедности. Их модель нежизнеспособна. Они падут, как пали военные правящие элиты стран Латинской Америки. Еще недавно в большинстве стран Латинской Америки существовали авторитарные режимы во главе с военными, сейчас таких режимов там нет. Там есть свои проблемы, но все же там демократия. Думаю, что постепенно страны бывшего СССР (прежде всего, европейские) к этому придут. Верю, что в Украине новые политические силы, не связанные с олигархатом и коррупцией, окрепнут, а процесс модернизации страны резко ускорится после окончания войны.
Александр Куриленко