В период продолжающейся войны на Донбассе, споров по вопросу выполнения Минских договоренностей, внутренней и международной критики власти посол Украины в США Валерий Чалый дал интервью сайту US News. Издание предоставило выдержки из этого интервью, перевод которых сделал ONLINE.UA.
- За два года с момента начала вмешательства России в ситуацию в Украине, что вы узнали о мотивации Москвы в регионе? Как вы думаете, что мог Запад неправильно истолковать в желаниях России?
- Давайте вспомним, что оккупация Крыма и вторжение на Донбасс начались сразу после того, как народ Украины показал свои прозападные и демократические стремления на Майдане в начале 2014 года. Осознавая силу этого стремления, Кремль начал опасаться появления жизнеспособной демократии у себя на границе и действовал насильственным путем, чтобы сорвать интеграцию Украины с Западом. В ходе этих трагических событий Украина, а также многие её международные партнеры, некоторые из которых привыкли наслаждаться прагматичным сотрудничеством с Россией, узнали или получили уверенность в том, что российскому режиму нельзя доверять. Пытаясь аннексировать Крым и вторгнувшись на Донбасс, Россия нарушила более 400 норм международного права, и она продолжает терпеть неудачу в выполнении своих обязательств по Минским договоренностям. Теперь Россия хочет использовать свой марионеточный режим в Донецкой и Луганской областях, препятствуя экономическому подъему и сближению Украины к ЕС и НАТО.
- Какие надежды у вас есть на то, что Крым снова станет неоспоримой частью Украины?
- Это не надежды, а четкое видение, что эта часть Украины будет реинтегрирована. Она также требует непрерывной приверженности в мире международному праву и соблюдению прав человека. Крымские татары - коренные жители полуострова – терпят жесткие репрессии со стороны контролируемых Россией властей, их убивают, похищают, запугивают, их права на свободу слова и собраний подавляют, их представительские органы запрещены. Инфраструктура и экономика Крыма являются неотъемлемой частью Украины, и когда Украина станет успешной экономической и демократической моделью, он неизбежно будет реинтегрирован с Украиной.
- Некоторые лидеры Украины обвиняются в коррупции и торможении реформ в последние месяцы, и последние выборы, похоже, усилили позиции людей, имеющих тесные связи с президентом Порошенко. Каким образом украинская власть планирует убедить свой народ, что он действительно успешно борется с коррупцией и вводит политические реформы? Как вы думаете, чего ожидает украинский народ?
- Украинский народ предъявил очень высокие требования после Революции Достоинства, а ситуация была усугублена гибелью героев на Майдане и на Донбассе. Критика реформ – нормальна и даже желанна в демократическом обществе, и большим прогрессом является присутствие в Украине свободы слова, в отличие от России. Но не менее важно признать результаты властей, которые работают для того чтобы создать жизнеспособную и стойкую систему для борьбы с коррупцией, обеспечить верховенство закона и благоприятный деловой климат.
В настоящее время существует множество сильных антикоррупционных институтов, созданных на прозрачной основе с участием гражданского общества. Национальное бюро по борьбе с коррупцией работает полным ходом, расследуя случаи коррупции на высоком уровне. Новая электронная система государственных закупок ProZorro, которая обеспечивает прозрачность даже в таких традиционно закрытых учреждениях, как Министерство обороны, получила международное признание, выиграв награду World Procurement Awards 2016 года.
Новая национальная полиция, которая в настоящее время работает в большинстве крупных городов Украины, является еще одним примером успешной системной реформы, которая удовлетворила высокие ожидания украинского народа и наших международных партнеров. Правительство также проделало изнурительную работу в газовом секторе, ликвидируя всех газовых торговых посредников, которые там были в течение многих десятилетий, перекачивая миллиарды долларов США и не давая какой-либо добавленной стоимости.
Некоторые реформы не пользуются популярностью, но они необходимы, как повышение тарифов на газ для населения, которое, однако позволило разрушить коррупционные схемы, которые в прошлом позволили компаниям получать выгоду от субсидированных цен для домашних хозяйств.
Многое еще впереди - правительство приступит к процессу приватизации, продолжит реформы судебной системы, уголовного преследования, здравоохранения, гражданского сектора и других. Тем не менее, предыдущие системные шаги, которые уже создали необходимые институты и инструменты прозрачности, дадут возможность более простой реализации будущих процессов и их соответствия ожиданиям людей.
- Как вмешательство Запада в виде подготовки украинских войск сказалось на постоянной угрозе со стороны России и поддерживаемых Россией сепаратистов? Помимо предоставления летального оружия, что еще может сделать Запад, и какие у вас есть опасения, что может спровоцировать дальнейшее ответный удар Москвы?
- Запад, особенно США, предоставили существенную поддержку Украине посредством программы тренировки и обучения, сначала для Национальной гвардии, а затем для Вооруженных Сил Украины. Они сыграли важную роль в укреплении обороноспособности Украины, давая понять, что Украина сильная и может отразить дальнейшую российскую агрессию.
И поэтому мы должны продолжать объединять постоянную поддержку наших партнеров с усилиями по нашим национальным реформам, которые широко охватили наш сектор безопасности. Потому что слабость Украины и международная реакция на оккупацию Крыма в начале 2014 года, спровоцировали российскую агрессию.
Для того чтобы избежать дальнейшего ответного удара со стороны Москвы и остановить продолжающуюся опасную эскалацию на Донбассе, мы должны укрепить Украину и наше партнерство. Это означает сильную атлантическую солидарность с Украиной, в том числе продление санкций, избегание политики попустительства агрессору, поддержку под предводительством США демократического выбора Украины, а также сближения Украины с европейскими и евроатлантическими институтами.