Как сбивать дроны-камикадзе "Шахиды" — большая инструкция от специалиста
Категория
Украина
Дата публикации

Как сбивать дроны-камикадзе "Шахиды" — большая инструкция от специалиста

Как сбивать дроны-камикадзе "Шахиды" — большая инструкция от специалиста
Источник:  online.ua

Инструктор по подготовке снайперов Павел Кащук обнародовал в социальных сетях рекомендации для украинцев, в которых объяснил, как быстро можно научиться сбивать российские дроны иранского производства "Шахиды", которые уже несколько месяцев атакуют города и села Украины.

Источник: Фейсбук-страница Павла Кащука

Что важно знать о "Шахидах"

  • Shahed 136 – "слепой", не управляется оператором, не имеет оптических приборов, идет по заданному маршруту (не прямо, меняя высоты), поражает цель по заранее заданным координатам.

  • В идеальных условиях точность и радиус поражения достаточны для уничтожения в т.ч. отдельно стоящей бронированной техники.

  • Взрывается при ударе о препятствие, землю или цель даже если был поврежден в воздухе. Может оснащаться таймером самоуничтожения при мягкой посадке.

  • Боевая часть 20-40 кг. Радиус поражения обломками – не менее сотни метров, высокая разрушительная мощность. Легко разбирает кирпичные стены и перекрытия из бетонных плит.

  • Спутниковая навигация типа CRPA (фазированная решетка относительно устойчива к воздействию РЭБ) + инерционная система.

  • Скорость может изменяться приблизительно от 100 до 180 км/ч. Размер самолета примерно 3х3м.

  • Очень шумный бензиновый двигатель без глушителя, напоминает мопед, бензопилу.

  • Огромный запас хода – не менее 800 км

Средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы)

Для эффективного джеминга приемника типа CRPA необходимо несколько помех с разных сторон (до 4). То есть – несколько станций РЭБ, которые прицельно действуют на самолет с разных сторон. Вся электроника находится в металлических корпусах. Радиоуправление на маршруте не используется. Поэтому в теории противодействие средствами РЭБ имеет очень малую эффективность.

Совершенно нет смысла применять РЭБ против Шахедов на маршруте к цели. В случае подавления самолет вероятно автоматически переходит на инерционную систему (движение по прямой), пока не покинет радиус воздействия РЭБ. После чего восстанавливает точное позиционирование и маршрут.

Мощное подавление сигналов спутников может быть эффективным только непосредственно на вероятной цели (радиус до 2 км). Но в лучшем случае это снизит точность мероприятия на цель, чего, тем не менее, иногда может быть и достаточно.

Средства поражения

Кроме средств ПВО (ЗРК, ПЗРК, ЗУ) целесообразно создание сети высокомобильных зенитных расчетов со стрелковым оружием. Использование тяжелых крупнокалиберных пулеметов не является приоритетом – для поражения Шахедов на средней высоте их полетов (до 800 метров) преимущества крупных калибров (свыше 7.62) не очевидны.

При этом наибольшее значение имеет емкость магазинов (коробов, лент), доступность специального БК (бронебойно-воспламеняющиеся, трассирующие), возможность установки ночных прицелов и коллиматоров, мобильность простота и комфорт использования.

На эту роль оптимальным является использование различных модификаций ПК установленного на зенитный станок (волонтеры и кулибины справятся с задачей) в кузова пикапа (быстрое выдвижение для перехвата, моментальное развертывание). Также – РПК, АКМ с соответствующим БК. Использование снайперских винтовок не считаем целесообразным.

Расположение мобильных расчетов

Расчеты целесообразно закреплять не только за потенциальными целями, но и на наиболее вероятных маршрутах БПЛА. При этом за каждым расчетом закрепляется прямой отрезок пути (полевая или асфальтированная дорога) перпендикулярный вероятным маршрутам БПЛА длиной от 50 до 100 км.

Для того чтобы в случае своевременного выявления бпла и определения вектора его движения конкретный расчет был заранее предупрежден о вероятной точке пересечения зоны ответственности Шахидом и имел возможность заранее переместиться и занять необходимую позицию.

Боеприпасы

Наиболее эффективным для попадания является применение трассирующих патронов. Но важно отметить, что даже после повреждения в небе (бензобак, средства управления, электроника) самолет остается опасным при падении, поэтому для увеличения вероятности детонации в небе целесообразно использование бронебойно-зажигательных патронов.

В случае если баллистика имеющегося БК (трассирующего и БЗ) не имеет существенного отличия (необходимо проверить) целесообразно чередовать в ленте такие патроны в соотношении 4 Б32 + 1 трассера.

Выбор позиции

Если возможно заранее выбрать позицию для поражения, следует учитывать, что сбитые БПЛА, которые не сдетонировали в небе, представляют высокую опасность для гражданских домов.

Поэтому рекомендуется поражать самолеты или вне НП или на их пути сразу после пролета над поселками ведущие огонь им в след. Также следует по возможности избегать ведения огня на встречу самолетам, поскольку сбитые самолеты при падении могут представлять угрозу непосредственно стрелкам.

Наиболее эффективна стрельба при прохождении самолетов над стрелком, или в след. Наименее - перпендикулярно для направления движения самолета.

Неправильно пытаться заранее занять высшую позицию на местности. Более эффективна наоборот самая низкая открытая позиция при максимально широком обзоре горизонта. Например – середина поля.
Нет необходимости скрываться или маскироваться – шахид не оборудован средствами оптического наведения. Но не путайте Шахид с Ланцетом или Зал Куб.

Прицеливание

Прицеливание по БПЛА из механических прицелов стрелкового оружия при ведении огня без применения трассирующих патронов крайне сложно, поскольку требует точно учесть 3 параметра - дистанция до цели, вертикальное снижение траектории пули на расстоянии, предупреждение цели. Тем не менее, при наличии нескольких стрелков и их слаженных действий шансы растут.

Самый эффективный способ – заградительный огонь. Когда расчет берет опережение с большим запасом (в 2 раза) и ведет огонь 1-2 секунды в фиксированную воображаемую точку на пути самолета без ведения (не двигая оружие) – самолет должен сам залететь в облако шаров.

Компенсация снижения траектории осуществляется стандартной настройкой прицельных устройств или с применением прицельной сетки (отдельная тема).
А вот точный расчет опережения требует сосредоточения и времени, которого не будет.
Поэтому рекомендуется отвлечься от попыток провести точные расчеты и ведение цели с предупреждением.

Вместо этого учитываем приблизительное максимальное опережение на данной дистанции и ведем заградительный огонь в течение 1-2 секунд взяв двухкратный запас:
дистанция 200 м – опережение 13 м или 5 корпусов (берем 10 корпусов)
дистанция 500 м – опережение 38 м или 1 корпусов)
дистанция 800 м – опережение 72 м или 24 корпусов (берем 40 корпусов)
* исходные данные:
– скорость пули 7,62x54 ЛПС 840 м/с,
– скорость движения БПЛА 50 м/с,
– длина самолета 3 м.

Ведение огня

Огонь необходимо вести до момента детонации самолета в воздухе даже после явного поражения или резкого изменения траектории движения.

После прохождения над точкой одного БПЛА имеется высокая вероятность появления еще нескольких (группы до 5 штук) промежуток времени до 5-10 мин.

Работа ночью

Рекомендуем рассмотреть возможность использования пиротехнических средств для подсветки места вероятного появления цели (осветительные мины и сигнальные ракеты, если высота БПЛА не превышает 250 метров, могут достаточно эффективно подсветить силуэт).

Так же, как днем и ночью, могут очень помочь коллиматорные прицелы открытого типа, зенитные прожекторы, мощные фонари и т.д.

Меры безопасности

Если сбитый самолет не сдетонировал при падении, не подходить минимум несколько часов – возможно использование таймеров самоуничтожения.

При инструктаже стрелков необходимо заметить минимально допустимые углы стрельбы к горизонту при работе вблизи населенных пунктов. Станки на ТС целесообразно оборудовать механическими ограничителями.

Резкое понижение уровня шума (оборотов двигателя) является признаком захода самолета на атаку цели.

Тренировка

Огромное значение для эффективности работы стрелка есть хотя бы разовая короткая тренировка по поражению воздушной цели для отработки вкладки примера, ощущения отдачи.

Рекомендуем следующее упражнение: к дрону типа DJI Mavic, DJI Matrice и т.д. на нити (рыболовная леска) длиной от 20 метров крепится воздушный шарик диаметром от 30 см. Дрон движется по кругу радиусом от 100 метров на высоте от 50 метров с максимальной скоростью. Стрелок работает до поражения шарика (или дрона).

Читайте также:

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?