Начало апреля ознаменовалось экстренной разморозкой замороженного более 20 лет назад ожесточенного конфликта в Нагорном Карабахе. Правда, на этот раз будут говорить не только пушки, но и медиа – таковы законы современного мира.
2 апреля практически по всей линии соприкосновения азербайджанских войск и армии непризнанной Нагорно-Карабахской республики прошли ожесточенные бои, сообщения об их итогах носят противоречивый характер. Уже 3 апреля Баку объявил о прекращении огня, но полной уверенности в способности его соблюдения нет. Азербайджан может быть доволен демонстрацией своего успеха, поскольку захвачены два населенных пункта и несколько стратегических высот.
Видимо, следует напомнить, что Нагорный Карабах – это спорная территория между Арменией и Азербайджаном, пример так называемой «национальной политики» Иосифа Сталина, передавшего в состав одной из республик земли со смешанным населением. После начала перестройки в СССР проблема начала вылезать наружу, и в начале 90-х вылилась в ожесточенную и кровопролитную войну. Ее результатом стала потеря Азербайджаном 1/7 части собственной территории, которую сегодня и занимает признанная де-факто лишь Арменией Нагорно-Карабахская республика. Массовый исход армян из Азербайджана и азербайджанцев из Армении сопровождал этот конфликт.
С одной стороны, конфликт в Карабахе был заморожен на протяжении почти двадцати лет, с другой – разрешения проблемы не получилось, несмотря на дипломатические усилия и многораундовые переговоры в Минске. Резолюции Совета Безопасности ООН, призывавшие восстановить территориальную целостность Азербайджана, в НКР предпочитали не слышать. Аналогичной была и реакция Еревана, в чем нет ничего удивительного: президент Серж Саргсян, как и его предшественник Роберт Кочарян – выходцы из Нагорного Карабаха, их земляки сегодня занимают ключевые позиции в структуре власти в Армении.
Только за последние годы Азербайджан и Армения потратили миллиарды долларов на закупку боевой техники и вооружений. Основным поставщиком выступала Россия, пытающаяся сегодня получить собственные дивиденды от конфликта на Южном Кавказе. Москву и Ереван связывает членство в ОДКБ, впрочем, и с Баку в последнее время Владимир Путин начал находить общий язык.
Рассматривать Нагорно-Карабахскую республику, в которой проживает порядка 150 тысяч человек, отдельно от Армении вряд ли имеет смысл. Здесь в полном объеме работает принцип сообщающихся сосудов. Еще один важный фактор: мощная армянская диаспора, не просто разбросанная по миру, но и имеющая серьезное влияние на формирование политики и США, и ряда европейских государства. Поэтому даже после завершения боевых действий информационный шлейф конфликта будет распространяться по всему миру, вызывая разнообразные реакции мирового сообщества.
Интересно отметить, что Армения и Азербайджан недавно пережили серьезные кризисы, связанные с «электрическим майданом» в Ереване и заметной девальвацией маната в Азербайджане. Стоимость нефти серьезно упала, и негативная экономическая конъюнктура нанесла мощный удар по азербайджанской экономике. В этих условиях стремление реабилитироваться в Карабахе выглядит логичным для обеих сторон казавшегося замороженным почти двадцать лет конфликта.
Вполне вероятно, что свою весомую лепту в дело «размораживания Карабаха» внесла Россия, от которой зависит во многом экономика Армении, и которая имеет достаточно агентов влияния в Азербайджане. Для Кремля напряженность на Южном Кавказе дает хороший шанс торжественно облачиться в тогу миротворца, заодно умыв напоследок Барака Обаму. Если же этот сценарий осуществить не удастся, то максимально обострить ситуацию у границ Турции, уже заявившей о безоговорочной поддержке Азербайджана.
Как в этой ситуации стоит действовать Украине? Видимо, необходимо помнить, что Азербайджан осудил аннексию Крыма, а Армения заняла в Генеральной Ассамблее ООН два года назад пророссийскую позицию. Для Киева сегодня важно привлекать внимание мировой общественности к происходящему на Донбассе и использовать обострение в Карабахе для разоблачения дестабилизирующей роли России в современном мире.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA