О том, почему Дональда Трампа можно считать продолжателем изоляционистской политики Барака Обамы, как под действием леволиберальной идеологии американский истеблишмент задумывается "уйти на пенсию", чем это чревато для мира, и почему России стоит задуматься, долго ли она просуществует без сильных США, в интервью ONLINE.UA рассказал российский политолог, ученый и публицист Андрей Пионтковский.
- Какое наследие Барак Обама оставляет Дональду Трампу во всех сферах политики?
- В значительной степени Трамп - преемник Обамы. Эта точка зрения многим может показаться парадоксальной. Но, на мой взгляд, при всей несхожести биографий, идеологических и политических установок, Трамп выступает как продолжатель дела Обамы. Прежде всего, в сфере внешней политики, что, как я понимаю, вас наиболее интересует.
- Да, конечно.
- В чем результат деятельности Обамы в течение его президентства? Это уход США из глобальной политики, отказ от роли, которая называлась ролью "глобального полицейского", уклонение от бремени ответственности за стабильность и безопасность в мире. Наиболее ярко это выразилось в сирийской истории, когда Обама не выполнил условия своей же "красной линии", дал себя элементарно обмануть Асаду и Путину с "химическим разоружением". Обманули, потому что Обаме очень не хотелось выполнять условия своей же "красной линии". Тогда можно было вводить бесполетную зону в Сирии, уничтожить на аэродромах асадовскую авиацию. Обама этого не хотел делать, потому что у него была глубокая идеологическая установка на уход США из мировой политики.
- Почему?
- Для понимания его психологии позволю себе рассказать одну личную историю. Я работал в Вашингтоне в Гудзоновском институте в 2009 году, когда был первый год президентства Обамы, и он собирался ехать в Москву. Это был период его известных выступлений, в Праге, Каире и других городах. Основная фишка этих выступлений была в том, что он кругом кланялся и извинялся за "преступления американского империализма" перед арабским народом, перед вьетнамским народом и так далее. И вот один мой старый американский знакомый, который служил в Администрации Обамы, имел отношение к написанию вероятной речи в Москве. Он меня спросил, что бы я хотел услышать в выступлении Обамы в Москве. Я ответил: знаешь, лучше я скажу, что не хотел бы услышать - стандартного пассажа Обамы с извинениями. Он едет к бандитам, если начнет за что-то извиняться, они воспримут это как слабость и поощрение к дальнейшим действиям. Американец задумался и сказал: это будет трудно сделать, потому что Обама действительно искренне считает США виновными перед "угнетенными народами мира".
Трампа вполне можно назвать продолжателем дела Обамы
- Откуда такие убеждения?
- Их Обама впитал в прямом и переносном смыслах с молоком матери, с теми людьми, с которыми общался в молодости. Это левые взгляды, убеждение, что Америка виновата, и надо отовсюду уходить.
Когда Трамп упрекал Обаму в создании "Исламского государства", то не в буквальном смысле, но он был прав. Отказ поддержать светскую оппозицию в Сирии привел к тому, что массы молодых суннитов ушли в радикальную оппозицию. Не менее катастрофичны были и его решения в Ираке. Там суннитские племена обратились к США за помощью против "Аль-Каиды", которая появилась в Ираке как защитница суннитов. Однако сунниты сами восстали против средневековых порядков исламистов и с помощью американцев изгнали "Аль-Каиду" из Ирака. Роковым решением Обамы был полный вывод войск, что привело к тому, что сунниты Ирака стали беззащитными перед багдадским шиитским правительством. Теперь "защищать" суннитов Ирака пришли другие радикалы, только под брендом "Исламского государства".
- А по отношению к РФ?
- Обама начал "перезагрузку" после войны с Грузией, что привело к дальнейшей агрессии Кремля на постсоветском пространстве. Можно вспомнить его знаменитую фразу Медведеву, которую случайно записали, думая, что микрофоны выключены. Обама сказал: "Передай Владимиру, что на втором сроке я буду более гибким!"
Читайте также: Моторолу убили по распоряжению Путина - Андрей Пионтковский о "Новороссии" и цели Кремля в Украине
- Почему обострились отношения с Путиным в конце президентства Обамы?
- Сработали личные факторы. Во время последней G-8 в 2013 году, где участвовал Путин, Обама, как помните, сравнил Путина с "второгодником на задней парте". Действительно, Путин там вел себя по-хамски. Но это его традиционная модель поведения со всеми западными коллегами. Обама же воспринял его поведение не просто как хамство, а как расистский выпад. После этого пошли личностные характеристики - про региональную державу, которая ничего не производит, и так далее. Это обострило отношения с путинской РФ, но, в целом, внешнеполитическая установка Обамы была левацкой: Америка виновата перед угнетенными народами, США нужно уходить из мировой политики.
И теперь уже Трамп, на этот раз с правых позиций, хотя он, скорее, напористый бизнесмен, а не сторонник правых идей, тоже говорит об уходе США из мировой политики. Но не потому что США слишком плохи, а потому что они, наоборот, очень хороши, а мир слишком плох. Поэтому не надо американцам думать о союзниках, нужно, в первую очередь, заботиться о своих экономических интересах. Под другим соусом он хочет продолжить и углубить опасную линию ухода США из мировой политики.
- Почему опасную?
- Потому что природа не терпит пустоты. Если уходит Америка, то ее место занимают авторитарные и диктаторские режимы. Эти режимы несут совсем другие ценности в мир. Я не хочу идеализировать Америку, она никогда не была полностью верна ею же провозглашаемым ценностям. Но у меня есть свой контрольный вопрос, который я часто задаю российским американофобам: представьте, что ваши мечты стали реальностью, США, как Атлантида, провалились. Остались следующие игроки: беспомощная Европа, Китай, исламский радикализм и Россия. Как вы думаете, в этом новом прекрасном мире безопасность России увеличится, или нет, да и вообще, долго ли она в этом мире просуществует? И здесь они начинают задумываться. А после сообщения о размещении Китаем стратегических ядерных ракет на границах России задумаются еще больше.
Интересно, что изменение роли США в мировой политике идет через череду случайностей. Вот случайно к власти в США добрался крайний левак, который так и не смог избавиться от своих анархо-коммунистических идей. Его визит на Кубу – это просто паломничество к идеалам молодости. Надо было отдать дань светлому образу террориста Че Гевары, футболку с изображением которого, вероятно, он носил в студенческие годы.
Вторая противоположная случайность - победа на выборах спекулянта недвижимостью с явно мошенническими наклонностями.
Однако в этих случайностях отражается определенная закономерность, усталость американского общества от миссии глобального полицейского, стержня международной безопасности. Если Европа уже вышла на пенсию, то американцы тоже начинают об этом задумываются.
Вот такой я вижу преемственность между Трампом и Обамой. Я бы назвал это миссией Обамы-Трампа – уход США из мировой истории. Правда, есть надежда на то, что Трамп - настолько карикатурная фигура (скажем прямо, феерический дебил), что он сможет эту тенденцию дискредитировать настолько, что она вызовет отторжение у американского истеблишмента. Поэтому в Конгрессе может появиться необходимое большинство для импичмента.
- Откуда эта сильная леволиберальная идеология в США, это их профессура так настроена?
- Да. Расскажу вам личную историю. Я где-то в 1990-1991 году был впервые в США, посещал американские университеты. Я был поражен, что профессура вся крайне левацкая, почти коммунистическая. Я тогда спросил одного американского дипломата, с которым близко познакомился: как же вы победили в холодной войне, если вся ваша профессура почти прокоммунистическая? Ответ был таков: никто на этих идиотов не обращает внимания, они там что-то рассказывают в университетах, а серьезные люди делают серьезные дела. Вот прошло 30 лет. Люди, воспитанные в этих престижных университетах, дети американской элиты, заполнили ведомства по внешней политике, ЦРУ, редакции газет, аналитические центры, телевидение, кинематограф.
Читайте также: В Кремле готовятся уползти с Донбасса в обмен на Крым - Андрей Пионтковский о Путине и дворцовом перевороте
Американская левацкая профессура, которая в этом векторе была еще в 50-х годах, вырастила новое поколение. Обама был более опасен, потому что за ним стояла социальная база левых интеллектуалов, а вот за Трампом ничего подобного нет. Он может дискредитировать тренд американского изоляционизма и даже, будем надеяться, остановить его.