Парламентарии после многочисленных словесных баталий перешли к участию в пленарных заседаниях. Правда, легкое согласие на увольнение Виктора Шокина с поста генерального прокурора оказалось первым и пока единственным реальным шагом по выходу из политического кризиса.
Напомню, что еще полтора месяца назад Петр Порошенко заявил об увольнении Шокина с поста генерального прокурора, прозрачно намекнув Арсению Яценюку, что тому стоит также подать в отставку. Премьер-министр пропустил намек мимо ушей и продолжает раздражать оппонентов пребыванием во главе правительства. За прошедшее между фактом инициирования главой государства увольнения и одобрением Верховной Радой этого шага время Виктор Шокин успел войти в самоубийственный для имиджа прокуратуры клинч с Давидом Сакварелидзе. Увольнение грузинского заместителя стало последним действием Шокина в качестве генерального прокурора, не добавившим ему популярности.
Благодаря постоянному препарированию в медиа работы Генеральной прокуратуры мы располагаем сегодня внушительным списком из нескольких претендентов на пост ее руководителя. Исполняющий обязанности генпрокурора Юрий Севрук, высказавший готовность допросить в случае необходимости Джеффри Пайетта Юрий Столярчук, начальник Управления специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк, упомянутый Давид Сакварелидзе и заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова – наиболее очевидные из них, не считая возможной «темной лошадки». Ожидать, что президент изменит процедуру назначения, посоветовавшись с общественностью на тему адекватности кандидата, можно, но без избыточного энтузиазма.
Рассуждать о легком назначении нового начальника ГПУ не приходится, поскольку увольнение Шокина на фоне правительственного кризиса добавило эту вакансию в перечень других, вокруг которых ведутся напряженные торги. Судя по тому, что Владимир Гройсман начал активно представлять себя общественности в качестве потенциального премьера, перелом в диалоге с Арсением Яценюком достигнут. Обратная сторона медали - развернутая против спикера война в социальных сетях, где его обвиняют во всех смертных грехах еще до голосования за него в качестве премьера.
Парламентские фракции пребывают в различном агрегатном состоянии. БПП после лишения мандатов Николая Томенко и Егора Фирсова должен продемонстрировать чудеса управляемости, но пока не спешит этого делать. «Фронтовики» пытаются сохранить сплоченность, изображая размен премьер-спикер в качестве примера собственной жертвенности. Пока получается не слишком убедительно. «Самопомич» упивается собственной оппозиционностью, которая может дать даже короткий рейтинговый рост, но далеко не обязательно упростит Андрею Садовому будущую президентскую кампанию. Юлия Тимошенко демонстрирует особенности женского характера в политическом измерении: вечером понедельника на совещании лидеров фракций с Петром Порошенко она соглашалась войти в коалицию, предлагая лишь не спешить с написанием программы правительства, чтобы уже во вторник заявить, что входить авансом в новое коалиционное объединение не станет. Лидер «Батькивщины» технологически грамотно пытается разыграть роль защитницы своего базового электората, проживающего в сельской местности и небольших городах.
В этой ситуации Юлии Владимировне важно не переиграть, поскольку излишняя настойчивость с ее стороны может спровоцировать «смену третьего» для коалиции, ведь за эпатажностью Олега Ляшко скрываются несколько меньшие аппетиты по сравнению с его бывшей партийной начальницей. В любом случае парламентариям не хватает еще хотя бы одного шага – голосования за премьера, чтобы продемонстрировать необратимость положительных тенденций. И дело здесь не только в начинающемся визите Петра Порошенко за океан на Саммит ядерной безопасности, а в необходимости реальной борьбы с глубоким политическим кризисом.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA