Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor сделала новый прогноз об отношениях России и Евросоюза, в частности, о судьбе санкций, введенных против РФ в связи с войной против Украины, и трех "друзьях" Москвы в ЕС, которых она попытается использовать. Отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.
С тех пор, как британцы проголосовали за выход из Евросоюза, внутри блока усилились противоречия. Северные и южные европейские страны не могут достичь согласия в финансовых вопросах, в частности, относительно жесткой экономии. Есть проблемы и в государствах Центральной и Восточной Европы.
Страны ЕС также разделились в вопросе санкций против России, продление которых требует единогласных решений. С самого начала санкции, введенные в 2014 году, в ответ на аннексию Россией Крыма и поддержку боевиков на востоке Украины, были предметом серьезных дискуссий и критики со стороны части стран Евросоюза. В отличие от США, которые заняли воинственную позицию и используют свои санкции для оказания влияния на Кремль, страны ЕС расходятся во мнениях относительно того, как нужно вести себя с Россией.
Сейчас Москва надеется воспользоваться разладом в Европе, но ее ожидают серьезные препятствия.
Проблемы консенсуса
Угроза единству Евросоюза по вопросу санкций заключается в расколе между странами блока, дружественно и враждебно настроенными в отношении России. У стран последней группы, особенно Польши и государств Балтии, исторически сложились плохие отношения с Москвой. Они особенно подозрительно относятся к демонстрациям Россией ее военной мощи, в основном, из-за своей к ней близости: страны Балтии примыкают к Западному военному округу РФ, а Польша граничит с наполненной военными Калининградской областью. А страны первой группы, такие как Венгрия, Словакия и Греция, наоборот, отдалены от российских войск, и у них есть сильные экономические и энергетические связи с Москвой.
Между тем, страна с наибольшим влиянием на российские санкции не попадает ни в одну из этих групп. У Германии, де-факто лидера Европейского союза, длительные и сложные отношения с РФ. И хотя два этих государства традиционно поддерживали сильные экономические связи, они также боролись за влияние на континенте, в частности, в Центральной и Восточной Европе. С самого начала кризиса в Украине, немецкие власти продемонстрировали свою готовность взаимодействовать с Россией на дипломатическом уровне. Вместе с тем, канцлер Германии Ангела Меркель утверждала, что санкции должны продолжать действовать, пока Россия не выполнит пункты Минских договоренностей относительно прекращения огня на Донбассе.
Несмотря на все разногласия, единство в ЕС насчет санкций все еще не потеряно. Лидеры дружественных по отношению к Москве стран – например, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан или греческий премьер Алексис Ципрас – критиковали негативные последствия ограничительных мер, временами даже призывая их отменить. Но, несмотря на это, они вместе с Германией снова и снова (последний раз в июле) голосовали за продление санкций. Так как экономические и финансовые связи этих стран с Германией и остальной частью Европейского союза важнее связей с РФ, оставаться на хорошем счету у Берлина для них важнее, чем отменить санкции против Москвы. И до сих пор этого было достаточно для сохранения единства Евросоюза по данному вопросу.
Трещины в единстве ЕС
Тем не менее, голосование Великобритании за выход из Европейского союза стало причиной сомнений насчет единства блока. У Евросоюза есть более насущные проблемы, чем давление на Россию по выполнению Минских договоренностей. Другие страны ЕС, включая Венгрию и Италию, призывают провести свои референдумы в отношении разных касающихся Евросоюза вопросов, таких как квоты на мигрантов и ограничение расходов. А так как детали и сроки Brexit оговорены не были, то страны-члены ЕС, скорее всего, будут и дальше сосредоточены на его существовании без Британии.
Такое развитие событий выгодно России. Голосование Великобритании за выход из ЕС создало окно возможностей для Москвы, чтобы попробовать использовать раскол в Европейском союзе касательно ряда проблем, в том числе, санкций. В конце концов, Кремль понимает, что нужна лишь одна страна, которая выскажет несогласие, чтобы положить конец этим мерам. Председательствующая сейчас в блоке Словакия является главной мишенью в российской кампании подрыва единодушия ЕС перед очередным голосованием по продлению санкций в начале 2017 года.
Усилия Москвы уже дают многообещающий результат. После встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, премьер-министр Словакии Роберт Фицо призвал к "рациональной переоценке" режима санкций, принимая во внимания последствия, которые они имеют для Евросоюза. В ближайшие месяцы, скорее всего, пройдет больше подобных встреч между российским руководством и представителями симпатизирующих Москве стран, таких как Венгрия и Греция.
Помимо дипломатии, российские спецслужбы, скорее всего, будут опираться и на связи, которые они поддерживают по всей Европе, используя свои контакты в руководстве стран-членов блока и бюрократические моменты, разогревая разногласия и укрепляя оппозицию в отношении санкций внутри ЕС.
Балтийское контрнаступление
В то время, как Россия планирует свое антисанкционное наступление, наиболее обеспокоенные этим фактом страны ЕС будут делать все возможное, чтобы гарантировать, что санкции не будут сняты. Эстония, Латвия, Литва и Польша, скорее всего, также усилят свою дипломатическую активность, лоббируя среди коллег удержание санкций до тех пор, пока продолжается конфликт на востоке Украины. Когда премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас встретился с Ангелой Меркель 24 августа в Таллинне, он призвал Европейский союз сохранять единый фронт для поддержания санкций. Министр иностранных дел Литвы, в свою очередь, предложил удвоить санкции в ответ на бездействие России по Минским соглашениям.
И хотя в ЕС все еще превалируют мнения, согласно которым санкции нужно продлевать, из успех в будущем не гарантирован. Голосования по этому вопросу становятся все более и более сложными, а экономические последствия санкций Евросоюза и ответных санкций Москвы начинают отражаться на континенте. Теперь, когда Brexit поставил под сомнение будущее Евросоюза, у России, вполне вероятно, будет больше рычагов воздействия в этом вопросе в следующие несколько месяцев, чем было за предыдущие два года. Поэтому неопределенность в Европейском союзе создает реальный шанс того, что блок может, по крайней мере, ослабить санкции в следующем году.
Но, несмотря на это, решение будет зависеть не только от продвижения по вопросам прекращения огня на Донбассе, но и от Евросоюза, который продолжает переговоры по Brexit.
В то же время обе стороны дебатов вокруг российских санкций усилят свою политическую и дипломатическую активность.
Прогноз Stratfor:
В ближайшие месяцы, Россия будет пытаться подорвать единодушие ЕС в отношении санкций против нее, увеличив свое дипломатическое внимание деятельность к дружественным Москве странам, таким как Венгрия, Греция и Словакия.
В то же время страны, которые с подозрением относятся к России, такие как государства Балтии и Польша, будут наращивать свои усилия, чтобы обеспечить единый фронт Европейского союза по российским санкциям.
У России, вероятно, будет больше рычагов воздействия в ближайшие несколько месяцев, чем было в течение последних двух лет, но это не гарантирует, отмены санкций.