Кремль готовит плохой вариант на Донбассе - политолог о шансах Украины и катастрофе Путина
Категория
Политика
Дата публикации

Кремль готовит плохой вариант на Донбассе - политолог о шансах Украины и катастрофе Путина

Кремль готовит плохой вариант на Донбассе - политолог о шансах Украины и катастрофе Путина
Источник:  online.ua

О том, в чьих интересах будет действовать избранный президентом США Дональд Трамп, варианте развития событий на Донбассе, который готовит Кремль, и хороших шансах Украины выйти победителем из конфликта в интервью ONLINE.UA рассказала политолог и историк Елена Галкина. 


- Каковы последствия прихода к власти в США Дональда Трампа


- Я бы не стала отталкиваться от риторики Дональда Трампа. Внешняя политика зависит от партийной линии и групп влияния, которые есть в партии. Мы знаем, что республиканцы - традиционные "ястребы" во внешней политике и мыслят более глобально, чем демократы. Только в случае с этим странным и необычным кандидатом, а Трамп - действительно странный кандидат, было очень много грязи, республиканский кандидат отклонился в сторону изоляционизма.


Главное сейчас - каким будет Сенат. Скорее всего, он будет разделен пополам с небольшим преимуществом у республиканцев.


Независимо от слов Трампа о противостоянии с Китаем и уходе США в изоляционизм, все равно на посту президента ведущей мировой державы он должен будет мыслить глобально. А главным глобальным вызовом ценностной политики США, которая отталкивается от либерализма и кантовского "вечного мира", сегодня является политика РФ.


Трамп будет действовать в интересах нефтяных компаний США, таких как производители сланцевой нефти и газа, которые хотят отменить ряд запретов на добычу. Это означает давление вниз на нефтяные цены. А вот если бы победу одержали демократы, нефтяным компаниям на такой лоббизм не пришлось бы рассчитывать.


Хиллари Клинтон была бы более предсказуема. Конечно, ей бы пришлось отвечать на вмешательство Кремля в избирательную кампанию в США, на хакерские атаки. Но все же Клинтон более подходила для Кремля в силу своей предсказуемости. Что будет делать Трамп, сказать трудно, но он точно не пророссийский кандидат.



Елена Галкина. Фото: Facebook


- "Вечный мир" как цель политики США усложнен, так как есть глобальный деструктор? 


- Под глобальным деструктором мы имеем в виду Россию, потому что судьба "Исламского государства", особенно после  наступления на Мосул, примерно понятна. Российская номенклатура как деструктор будет работать только ради одного интереса – самосохранения их власти в России. У РФ нет глобальных целей. В последней речи Путин на Валдае прямо говорил, что Россия не может противостоять НАТО, это разные экономические величины. Они - не безумцы, хотят сохранить власть в стране.


Если вспомнить российские протесты 2011-2012 годов, которые были достаточно большими, то политическая система, которая сложилась в РФ за предыдущее десятилетие, находилась под угрозой. Однако сейчас политическая система уже не под угрозой, население пассивное. Пассивность населения означает и невозможность его мобилизации на необъявленную войну. Потому что на мобилизацию ответили только откровенные маргиналы. Таких людей мало. У Путина пассивная поддержка.


- Что это означает?


- 86% путинской поддержки никогда не выйдут на улицу защищать Путина ни с оружием, ни просто на митинг. На митинг разве только из-под палки. Все массовые мероприятия, такие как празднование годовщины аннексии Крыма или "День народного единства" (праздник в РФ в честь освобождения народным ополчением Московии города Москвы от восточноевропейского контингента Речи Посполитой в 1612 году, – ONLINE.UA) - новые искусственные праздники. Они набирают массовость за счет бюджетников, которых заставляют туда выходить, или через раздачу денег за митинг. В Кремле понимают свою слабость.


Сама номенклатурно-спецслужбистская природа режима такова, что он - пассивно-агрессивный. Кремль может быть агрессивным только против слабого. Они считали Украину слабой, они пошли на агрессию. Логика та же, что и у СССР времен застоя: Афганистан слабый – нападаем на Афганистан! Против сильной страны или государства, защищенного инструментами коллективной безопасности, они не пойдут. Чтобы самосохраниться в России, Путин должен показывать успехи своей вертикали. С экономикой не получается: структура экономики не меняется, спрыгнуть с нефтяной иглы не выходит, импортозамещение провалилось.


На мой взгляд, сейчас Кремль настроен на заморозку конфликтов, на войны низкой интенсивности. Этим и будут пугать мир. Другое дело, что уже не 2014 год, и мир не так сильно боится. Сейчас их стратегия очевидна, понятна логика развития переговорного процесса в нормандском формате, потому что такая же логика использовалась Россией и Асадом с 2012 года в женевском формате по Сирии. Мировые лидеры видят, к чему это привело.


- Какова цель?


- Москва будет пытаться сохранить влияние на Восточную Европу, Украину, Молдову. Сфера их интересов – Балканы, где планировали покушение на премьера Сербии и  переворот в Черногории. Но все это неудачно, и чем дальше, тем очевиднее. Люди не смогли организовать переворот в стране с населением немногим больше города областного значения Московской области. Поэтому, мне кажется, они точно не знают, что им делать.


- Хаос? 


- Дискурс шантажа хаосом, дискурс принудительного возвращения мира к какому-то Венскому конгрессу, где РФ на равных с великими державами делит сферы влияния (в 1814-1815 годах Венский конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, - ОNLINE.UA), уходит на второй план. Потому что про хаос было послание Путина на Валдайском форуме в 2014 году. Тогда завуалировано, но говорилось: если вы не станете играть по нашим правилам, то мы посеем хаос. Сейчас Путин переходит на западную право-леворадикальную риторику. Это антиглобализм. Но это именно современный западный дискурс. Теперь понять дальнейшие действия сложно.


В России сейчас идут перестановки в элите – исчезли Сергей Иванов, Виктор Иванов, Владимир Якунин. Ослабли позиции Николая Патрушева. Приходят "технократы" и аппаратчики, такие как Сергей Кириенко или Антон Вайно (первый замглавы и руководитель Администрации президента РФ, последний занял пост вместо Сергея Иванова, - ONLINE.UA). Это приход людей, которые не имеют за собой крупных кланов. То есть, мы наблюдаем смещение институционального дизайна России от системы, где вассал моего вассала - не мой вассал, где боярские группировки, корпорации корпораций. Но теперь на место таких "ястребов", как Якунин и Иванов, приходят технократические единицы, за которыми нет своей обоймы, или они не могут ее привести во власть, им мешают. Например, управление внутренней политики АП до этого времени не отдали Кириенко, и отдавать ему никто ничего не собирается. В систему возводится принцип, когда первый заместитель крупного чиновника является его конкурентом. Это не модель развития, рывка. Это модель ожидания.


- Чего?


- Думаю, они и сами не знают. Поэтому в случае Украины и Сирии наиболее вероятным будет путь к заморозке конфликта. На Донбассе Кремль попытается закрепить нынешнюю ситуацию. Для Украины это плохой вариант.


- Почему?


- Потому что чем раньше будет решен конфликт на Донбассе, тем лучше. Мне кажется, что у Украины есть сейчас все инструменты, чтобы решить этот конфликт в свою пользу. Есть масса вариантов, которые могут дополнить Минские соглашения, или при которых можно перейти к плану "Б", но, в любом случае, Россия сейчас не в том состоянии, чтобы навязывать свои правила. Кремль понимает, что концепция продуцирования хаоса провалилась, но они в ней остаются инерционно, потому что не знают, что делать. Экономика России - в состоянии рецессии. Со слов официальных лиц, в состоянии рецессии она будет еще 20 лет. Это же катастрофа!


- В Украине постоянные переинтерпретации минского процесса, особенно вокруг того, что первое - граница или выборы. На ваш взгляд, что это за игра, чья она?


- Это украинская игра. Все читали Минские договоренности. Там мало пунктов, которые связаны какой-то последовательностью, но выборы и граница там связаны. Там четко написано, что сначала выборы, а потом – граница. Почему Петр Алексеевич подписал их в таком виде? Это отдельная история.


Сейчас Минские договоренности облечены в резолюцию Совбеза ООН от 17 февраля 2015 года. Это была большая дипломатическая победа РФ - быстро провести эту резолюцию, потому что сами Минские договоренности были до этого никчемным документом. А теперь Украина должна действовать в этих рамках. Проблема там в том, что Россия не признана стороной конфликта.



Российские "кураторы" ДНР-ЛНР Владислав Сурков и Дмитрий Козак


Один из путей для Украины – это признание России стороной конфликта на международном уровне. Но ни введение против РФ секторальных санкций, ни признание России страной-агрессором на уровне Верховной Рады, ни введение военного положения - все это никак не способствовало бы достижению этой цели.


Но есть резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Единство в пользу мира", которая была принята в 1950 году, в начале Корейской войны, потом использована в 1956 году во время Суэцкого кризиса и в других ситуациях, когда агрессором или его покровителем был член Совбеза. Она использовалась с десяток раз. Поэтому можно подать резолюцию в Совбез ООН, понятно, что она будет ветирована Россией. Но потом с этим фактом надо выходить на Генассамблею, где резолюции принимаются большинством. Там надо будет показать доказательства участия РФ как стороны конфликта. Доказательств, уже имевших международный резонанс, сейчас большое количество: документы "теневого правительства Козака" (немецкой газетой Bild были опубликованы документы, которые показывают, что российские министры занимаются управлением социально-экономической сферой в ЛДНР. В "теневое правительство" входят вице-премьер РФ Дмитрий Козак, замминистра экономического развития Сергей Назаров, замминистра финансов Леонид Горнин. Все отчитываются Дмитрию Козаку, - ONLINE.UA), прослушка Глазьева ( записи разговоров советника Путина Сергея Глазьева свидетельствуют о причастности России к войне с Украиной, - ONLINE.UA),  документы Суркова, документы по Boeing, доказательства участия российских военных.


- Почему не видно, чтобы шла работа в этом направлении? 


- Мне непонятно. Возможно, у президента и МИДа теперь есть стратегия. Потому что предыдущее полтора года были пиар-метаниями. Сейчас Украина поставила конкретный вопрос о последовательности выполнения "Минска-2". Если Украина будет гнуть свою линию в ходе выработки дорожной карты, то в случае отказа РФ от конструктивной работы, можно говорить о плане "Б" и идти на механизм, описанный мною. Понятно, что речь о возврате контроля над границей перед выборами на Донбассе - это блеф Порошенко. Но это был хороший блеф. Он привел к осознанию немецкими и французскими политиками необходимости выработки дорожной карты и фиксации четкой последовательности.


- В контексте погружения РФ в Сирию, возможно, правильно бы Украине не спешить, а самой идти на политику затягивания? 


- Нет, в Украине не должно быть политики затягивания, а только отстаивание своих интересов в тех рамках, которые существуют, по возможности нужно их расширять. Затягивание выгодно России. В Москве прекрасно понимают, что впихнуть ЛДНР Украине обратно на условиях фактической конфедерации нереально. Даже маленькая Молдова не пошла на "план Козака" (по Приднестровью, - ONLINE.UA) в начале 2000-х годов. Все понимают, что сейчас, в условиях войны, любое правительство или президент, которые попытаются протащить такие изменения в Конституцию, будут тут же сметены народом. И в России это понимают.


Поэтому Кремль устраивает заморозка конфликта, устраивают повышение роли контрабанды в экономике региона, моральное разложение, которое присуще затяжным позиционным войнам, Кремль все это устраивает. Заморозка конфликта - это наиболее реалистичный вариант, поэтому Москва в этом направлении работает. Посмотрите, как они работают над формированием структур власти. Есть  документы Дмитрия Козака, опубликованные немецкими СМИ. Все это показывает, что вся экономика и идеологическая сфера курируются из Москвы. Поэтому в интересах Украины использовать все дипломатические инструменты, чтобы признать РФ стороной конфликта. Таким образом, на международном уровне гражданский конфликт будет отделен от конфликта Украины и России. Ведь есть многоуровневый конфликт. Когда Запад говорит о переговорах между Киевом и регионами, то в этих призывах есть своя логика. Поэтому надо думать, чтобы настроить проукраински население этих регионов.


- Как? 


- Надо говорить, что Киев за диалог, но проблема в другом – там власть нелегитимная. Уже ведь доказано, что власть в ЛДНР формирует (помощник Путина, - ONLINE.UA) Владислав Сурков. Власти ЛДНР не имеют никакого отношения к населению оккупированной части Донбасса. Такой должна быть позиция. И работать с населением. По социологии, там люди не настроены против Украины, понимают, что Россия их бросила, никакого присоединения не будет, все видели, как РФ демонтировала и вывозила заводы. Закрытие шахт, отсутствие работы, голод – это все последствия действий России.



Украине нужно добиваться признания России стороной военного конфликта на Донбассе. Фото переговоров лидеров стран "нормандской четверки" в Берлине


Но эти люди боятся Украины, боятся вернуться во враждебную среду, где они будут людьми третьего сорта. Если Украина хочет вернуть эти территории, то надо воздействовать на сознание людей, нужны СМИ, нужна четкая информационная политика. Ну, в чем виноваты люди? В том, что за последние 15-20 лет они кормились только российской пропагандой? Что ряд политических сил в Украине действовали на раскол страны, используя языковые вопросы, деля страну на "синих" и "оранжевых"? Теперь надо нести идею, что люди из оккупированных регионов в случае их возвращения в Украину станут полноценными гражданами, а регион получит новую жизнь, Европа готова финансировать восстановление инфраструктуры. Я не понимаю, почему в подконтрольной Украине части Луганской области такие плохие дороги.


- Они и в Одесской области или любой другой не очень. 


- Я понимаю, но украинский Донбасс должен выглядеть лучше, чем оккупированный, быть витриной изменений к лучшему. По социологии, там люди сейчас растеряны. Они не знают за кого голосовать. 30-40% не говорят, за кого они будут голосовать.


- Еще не успели адаптироваться к исчезновению коммунистов и Партии регионов. 


- Но есть "Оппозиционный блок", есть коммунисты, которые во что-то превратились. Старое ушло, а нового нет. И там нет доверия к "Оппоблоку" или хороших воспоминаний о Януковиче. Но нет политической силы в Украине, которая с ними может говорить нормально и в интересах Украины. Но так как запрос большой, то такая сила должна быть создана. Тем более, Европа готова давать деньги Украине на восстановление региона, там можно создать одну из точек роста страны. Этим надо заниматься.


Продолжение следует...


Александр Куриленко

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?