Через несколько дней после того, как Соединенные Штаты и Россия договорились об условиях прекращения огня в Сирии, аналогичное соглашение, кажется, готовится и на другом театре противостояния между Москвой и Западом - на Донбассе. Во вторник главари так называемых ДНР-ЛНР объявили, что введут режим прекращения огня в полночь 15 сентября.
Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor дала оценку договоренностям России и США по Сирии и рассказала о том, что подобные переговоры о перемирии, скорее всего, ведутся и относительно войны в Украине. Эксперты также дали прогноз насчет перспектив такого соглашения. Отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.
По словам американских аналитиков, поддерживаемые Россией боевики впервые инициировали режим тишины в длительном украинском конфликте (отметим, что в ЛНР-ДНР уже делали "миролюбивые" заявления, при этом постоянно нарушая все перемирия. Сейчас же война на Донбассе продолжается, а боевики и россияне не прекращают обстрелов, - ред.). Хотя режим прекращения огня является лишь первым шагом на пути к миру в Украине – и при этом очень условным – это уже прогресс для США и России (в Stratfor считают, что основные противоборствующие стороны - именно Москва и Запад, потому они могут сделать важные шаги к перемирию, - ред.).
Москва и Вашингтон достигли критической точки в своих переговорах по Сирии и Украине – двух наиболее спорных вопросах в их разногласиях, считают в Stratfor. С оставшимися у президента США Барака Обамы всего четырьмя месяцами при власти, у двух соперников остается мало времени, прежде чем придется начинать все заново с новой американской администрацией. Хотя режим тишины в Сирии только вступил в силу, а в Украине еще даже не начался, они, тем не менее, свидетельствуют о согласованных дипломатических усилиях Москвы и Вашингтона достичь понимания как можно раньше.
В конце концов, обе стороны выигрывают от значительного прогресса в решении конфликтов, прежде чем Обама покинет свой пост. По мере того как истекает время его президентства, нынешний президент США думает о своем наследии. Россия, тем временем, заинтересована в том, чтобы договориться с "дьяволом, которого она знает" до того, как незнакомый партнер по переговорам получит власть в Вашингтоне.
Тем не менее, нет никакой гарантии, что Россия и США добьются прорыва хотя бы в одном из конфликтов. Несколько факторов осложняют их планы по прекращению боевых действий в Сирии и Украине – не говоря уже о том, чтобы достичь прочного урегулирования конфликтов в этих регионах.
Хотя их планы по Сирии сейчас могут в значительной степени совпадать с российскими, Соединенным Штатам будет сложно изолировать повстанческие группировки, которые они предлагают атаковать совместно с Москвой. Турция будет продолжать пытаться ограничить распространение влияния курдов и использовать режим прекращения огня в Сирии как возможность укрепить повстанческие группы, которые она поддерживает. Встревоженная российско-американским союзом по Сирии, который способствует интересам Ирана, Саудовская Аравия также попытается усилить поддерживаемые ею повстанческие группировки. Иран и Сирия, при всем этом, вряд ли согласятся договориться о разделении полномочий.
Аналогичным образом, режим прекращения огня в Украине – это лишь первый из многих шагов в направлении соблюдения Минских соглашений. В предыдущие разы, во время договоров о прекращении огня, боевики соблюдали некоторые требования минских протоколов, например, отведение тяжелого вооружения (при этом их неоднократно ловили на обмане, - ред.). Но Москва так полностью и не вывела свои вооруженные силы с Донбасса и не передала Украине контроль над границей между Россией и оккупированными регионами, что предполагают Минские договоренности. Кроме того, когда предыдущие режимы тишины не удержались, и бои на востоке Украины возобновились, боевики без задержек вернули свое тяжелое вооружение на линию соприкосновения.
Помимо безопасности, существуют также серьезные политические препятствия, стоящие на пути мирного соглашения. Россия и Украина зашли в тупик по поводу статуса оккупированного Донбасса. Москва и сепаратисты настаивают на том, что для прекращения боевых действий Киев должен предоставить региону большую автономию, в то время как Украина отказывается идти на какие-либо политические уступки до того, как будут реализованы вопросы безопасности, оговоренные соглашениями. Киев также настаивает на том, что он не признает никаких "выборов" на оккупированных территориях, если к наблюдению за их проведением не будут допущены наблюдатели из Украины и ОБСЕ. Боевики, однако, заявили о проведении выборов в начале октября без согласия Киева.
Учитывая много нерешенных разногласий, трудно себе представить, что какое-то крупное соглашение будет достигнуто в ближайшие несколько месяцев, независимо от намерений Вашингтона и Москвы.
На самом деле, заявление о прекращении огня, возможно, было немногим больше, чем попытка Москвы и боевиков показать, что они готовы к сотрудничеству, чтобы потом они могли обвинить Украину, если перемирие сорвется. Россия также может использовать это, чтобы попытаться ослабить поддержку Киева со стороны Запада с учетом приближающегося следующего голосования ЕС о санкциях против России, которое должно состояться в начале 2017 года.
Хотя они почти наверняка не смогут достичь всеобъемлющих мирных договоренностей по Сирии или Украине, США и Россия пытаются получить максимум в последние месяцы администрации Обамы. И их усилия не напрасны. В конце концов, соглашение о прекращении огня является небольшим, но необходимым шагом в сторону прекращения любого конфликта, делают вывод представители частной разведки США.