В своей статье для сайта Atlantic Council старший научный сотрудник Евразийского центра им. Дину Патричиу Атлантического совета и Глобального энергетического центра Ариэль Коэн напомнил о непростой истории Украины и ее отношениях с Россией. Также эксперт назвал три самые важные проблемы, которые нужно решить Западу в противостоянии с РФ Владимира Путина, который отложил проект "Новороссия", но продолжает атаковать Украину. ONLINE.UA сделал перевод материала.
Со времен средневековья Киевская Русь - группа свободных враждующих княжеств, границы которой нечетко совпадают с границами сегодняшней Украины - подвергалась воздействию захватчиков из соседних государств. Список агрессоров включает в себя норманнов, монголов, поляков, турок, габсбургских австрийцев, немцев-нацистов и, не в последнюю очередь, московитов - династию Романовых во времена Российской империи и большевиков. Каждое вторжение разрушало политические и социальные институты, приводило к ошеломляющим человеческим жертвам и задержкам в развитии страны.
Сегодня политика России по отношению к Украине свидетельствует о том, что внешняя политика РФ всегда была экспансионистской. Она стремится контролировать соседние государства с помощью дипломатии и экономических связей, если это возможно (посредством такого инструмента, как Евразийский экономический союз), а также путем дестабилизации и силы, если это необходимо. Стремление России к сохранению империи настолько первобытно, что оно наблюдалось даже без "официальной" идеологической доктрины после распада Советского Союза.
"Либеральная империя" царя приватизации Анатолия Чубайса была ранним предупреждением о том, что современная Россия не отказалась от своих экспансионистских устремлений. Теперь либерализм ушел, и в императорской песочнице играют гораздо более зловещие личности, в том числе военные и Федеральная служба безопасности, а также Александр Дугин, Александр Проханов, Максим Шевченко и другие антизападные шовинисты, ультранационалисты и ненавистники Украины.
Кремль обнаружил, что Украина слишком большая, чтобы ее проглотить. Тем не менее, несмотря на международную изоляцию России, санкции против нее, снижение цен на нефть и последующий экономический спад, Москва не изменила своих планов в отношении Украины.
В то время, как проект 2014 года "Новороссия", который предполагал дестабилизацию, аннексию и оккупацию шести регионов на востоке и юге Украины (отметим, что в России говорили и о захвате десяти украинских областей, - ред.), на данный момент отложен, программа Кремля включает в себя продолжение военной поддержки сепаратистов, проведение "выборов" в контролируемых Россией Донецкой и Луганской областях (точнее - в тех их частях, которые оккупированы РФ и так называемыми ДНР-ЛНР, - ред.), нарушение баланса власти в Киеве и экономическое давление.
Этот тип вмешательства через дестабилизацию, вероятно, останется предпочтительным для России – он менее дорогостоящий, чем полномасштабные военные операции в Украине, и является стратегическим инструментом удерживания Киева подальше от пути западной интеграции.
Тем не менее, что-то более зловещее может развиваться полным ходом. В июле заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин выразил "озабоченность", что увеличение напряженности на Донбассе - это "доказательство" того, что Украина якобы готовится к военной кампании, чтобы забрать свою восточную территорию. Москва не готова отказаться от сепаратистов на востоке Украины. 6 августа главарь российской марионетки "Луганской народной республики" Игорь Плотницкий был тяжело ранен в результате взрыва автомобиля. Сейчас ситуация становится еще более напряженной.
Недавнюю провокацию в Крыму некоторые наблюдатели даже сравнили с Гляйвицким инцидентом, который привел к нападению нацистской Германии на Польшу в сентябре 1939 г. И в самом деле, российские войска сейчас собраны в северной части Крыма, но не в количестве, предполагающем массовое вторжение для захвата Киева.
Украинские силы были приведены в состояние боевой готовности. Посол Украины в ООН безрезультатно попросил Россию предоставить доказательства обвинений, и еще одно фальшивое российское видео, показывающее украинскую провокацию было распространено. Можно только надеяться, что предстоящие выборы в России и необходимость мобилизации путинских избирателей были основной целью крымской провокации.
У Вашингтона есть три проблемы в ситуации c Россией и Украиной. Во-первых, адекватное ведение политики США в отношении РФ невозможно без высокого уровня разведывательных данных и высокого уровня анализа. Нехватка разведданных является проблемой уже некоторое время: как грузинское вторжение в 2008 году, так и оккупация Крыма и война на Донбассе в 2014 году были беспомощно описаны как "неожиданные". Без хорошей информации нет никакой возможности прогнозировать поведение непредсказуемых лидеров, у которых есть полный контроль над политическими инструментами страны.
Второй задачей является создание надежного сдерживания со стороны НАТО. Заставить три тысячи солдат выглядеть, как 30 тысяч - это невыполнимая миссия. Россияне умеют считать. Когда НАТО объявил о развертывании трех батальонов от Балтики до Черного моря, Москва противопоставила этому три дивизиона.
Третья проблема заключается в демонстрации политической воли. Запад должен убедить Москву в том, что он настроен серьезно на случай полной дестабилизации Украины, или, еще хуже, - вторжения. Украина не может бороться и выиграть войну с Россией своими силами. Тем не менее, европейцы и американцы явно не настроены бороться за нее, или за другие страны Центральной и Восточной Европы, как недавно предположил республиканский кандидат в президенты Дональд Трамп.
ЕС и США поглощены своими проблемами. ЕС улаживает дела с Brexit, а также прибытием более одного миллиона беженцев. Кроме того, Франция и Германия напуганы действиями России и не хотят эскалации конфликта.
Горькая правда состоит в том, что политические элиты в ЕС и США ошибочно думают, что последствий конфликта в Украине для них будет не слишком много. Они предпочли бы вести товарооборот с Россией. И ни одна западная нация, возможно, за исключением Польши, не готова вступить в полномасштабную войну с вооруженной ядерным оружием Россией из-за Украины.
Таким образом, лидерам в США и Европе следует признать, что вложения в сдерживание - это лучше и дешевле, чем полноценная война. Укрепление НАТО, повышение качества разведки и стратегических информационных операций, установление системы надежного сдерживания в Восточной Европе, а также поддержка безопасности и независимости Украины – это реальная программа, которую Вашингтон, Берлин и Брюссель могут и должны поддержать.