Министры иностранных дел стран Европейского Союза встретились в понедельник в Люксембурге, чтобы обсудить внешнюю политику блока. Найти точки соприкосновения среди 28 членов ЕС сложно по любому вопросу, а тем более в такой области, как внешняя политика, когда решения должны приниматься единогласно. Задача становится еще более сложной, когда, как в понедельник, на повестке дня находится Россия.
Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor рассказала о трудностях с которыми сталкивается Евросоюз в отношениях с РФ, и о том, какую ловушку сама себе создал Кремль действиями в Сирии. Отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.
После встречи Евросоюз опубликовал заявление с критикой участия Москвы в сирийском конфликте и ее вето на резолюцию Совета Безопасности ООН о восстановлении режима прекращения огня и разрешении гуманитарного доступа в город Алеппо. Но, несмотря на недели спекуляций о том, что ЕС будет рассматривать новые санкции, в докладе нет никаких упоминаний о карательных мерах против России в связи с событиями в Сирии.
До этой встречи члены ЕС обсуждали возможные варианты оказания давления на Россию, чтобы заставить ее прекратить авиаудары по Алеппо и разрешить доставку гуманитарной помощи в город. Великобритания и другие страны предложили введение расширенных санкций против РФ, и в европейских СМИ были опубликованы статьи, предполагающие, что под санкции могут попасть российские официальные лица, связанные с авиаударами.
Читайте также: Путин попал в мышеловку, где бесплатный сыр уже съели - российский политолог Орешкин
Но у разных членов ЕС очень разные - и часто противоречивые - энергетические, торговые и оборонные приоритеты, когда речь идет о Москве, а это означает, что дискуссии в рамках блока о России никогда не проходят просто. В то время, пока Евросоюз изо всех сил пытается решить, что делать с санкциями в отношении России в связи с ситуацией в Украине, перспектива новых карательных мер – это просто еще одна головная боль для Европы.
Введение санкций из-за агрессии против Украины было спорным вопросом с самого начала. Первой реакцией Евросоюза на события в Украине стало замораживание активов и визовые санкции в отношении российских чиновников, вовлеченных в конфликт – мера, которая не имела никакого реального влияния на экономику. Но спустя несколько недель аннексия Москвой Крыма и давление со стороны Соединенных Штатов побудили ЕС ввести экономические и финансовые санкции против России (отметим, что экономические секторальные санкции были введены только после того, как на Донбассе был сбит малайзийский самолет, - ред.).
Рост политического давления внутри блока делает удерживание санкций все более сложной задачей. Такие страны как Польша или Эстония, считают, что очень важно показать единство Евросоюза и его готовность поддерживать жесткую позицию в отношении Москвы, чтобы предотвратить потенциальную российскую агрессию. Вероятность возобновления дружеских отношений между Москвой и Берлином беспокоит эти государства, которые давят на Германию, чтобы она продолжила санкции и даже их расширила.
В Италии, Венгрии, Словакии и Греции, с другой стороны, сочетание стратегических расчетов и экономических интересов побудило их власти выступать за скорейшую отмену санкций. Именно поэтому санкционные циклы становятся все короче – когда срок действий ограничительных мер истек в июне 2015 года, они были продлены на год. Когда они истекли вновь, их продлили на полгода, и сейчас они опять заканчиваются в январе.
Немецкое правительство находится в ловушке между. Германии нужно защищать свои торговые и энергетические связи с Россией. Берлин также понимает, что Евросоюзу необходима кооперация с Россией по некоторым геополитическим вопросам. Но ей также нужно успокоить своих восточных партнеров насчет того, что действия России в Украине и других регионах не будут проигнорированы.
Германия связала снятие санкций с полным выполнением Минских соглашений, которые устанавливают ряд целей, до сих пор не достигнутых. Поэтому, если они захотят снять некоторые санкции, Берлину и другим членам Евросоюза нужно будет найти способ обосновать, что для этого достаточно частичного выполнения условий договоренностей. Внутренние политические расчеты также играют определенную роль, так как члены коалиционного правительства Германии разделились в вопросе российских санкций.
Франция и Италия столкнулись со своими проблемами. В отношении Украины обе решили последовать примеру Германии и поддержать санкции, даже если Москва вводит свои собственные ограничения на экспорт продуктов питания и других товаров в Россию. Властям в Париже и Риме предстоит справиться с давлением со стороны представителей сельского хозяйства и лоббистов, представляющих интересы деловых кругов, по отмене санкций и возобновлению торговли.
Оппозиционные партии также обвиняют власти страны в ухудшении ситуации в Украине и Сирии из-за того, что они отказываются сотрудничать с Россией. Кроме того, у Парижа есть опасения по поводу последствий для безопасности из-за длительного конфликта в Сирии. Из-за критики Францией российских действий в Сирии президент РФ Владимир Путин даже отменил запланированную в Париже встречу на прошлой неделе. Рим надеется, что нормализация российско-европейских отношений позволит обеим сторонам сконцентрироваться на ситуации в Ливии, которая является одним из самых главных проблемных вопросов внешней политики страны.
Рим потребовал переговоров о будущем политики Европейского Союза в отношении России во время двухдневного саммита Европейского совета, который начнется в четверг. Но на Италию также давят Соединенные Штаты, чтобы она не наложила вето на продление санкций. Итальянский премьер-министр Маттео Ренци встретится с президентом США Бараком Обамой во вторник, и одной из тем их разговора будет Россия. С учетом противоречий, членам ЕС будет трудно достичь консенсуса в отношении каких-либо дополнительных значимых санкций против России из-за событий в Сирии - хотя незначительные санкции протолкнуть может быть проще.
Москва пытается воспользоваться этими разногласиями и лоббировала свои интересы в странах Евросоюза в течение всего года. Кремль пытается убедить ЕС хотя бы ослабить наиболее разрушительные санкции в начале следующего года, но при этом Москва готовится к худшему. Текущий проект российского бюджета на следующий год рассчитан с учетом продления санкций, и, следовательно, более низкого уровня иностранных инвестиций и необходимости брать западные кредиты.
Во время пресс-конференции в воскресенье российский президент Владимир Путин сказал, что Россия примет дополнительные меры, чтобы защитить своих граждан и свою экономику ( ответив "Фиг им" на вопрос об отмене контрсанкций против Запада, - ред.). Это заявление, впрочем, произошло вслед за его призывом к российским гражданам на прошлой неделе, вернуть детей, которые учатся за границей в западных странах (отметим, что это был не призыв Путина, а распространенная в российских СМИ информация, которую даже пытались опровергнуть, - ред.), из-за опасений, что они могут пострадать из-за расширения санкций. Нагнетающие страх заявления Путина превратились в браваду в воскресенье, когда он, общаясь с журналистами, "послал" санкции, намекая, что считает, что Запад будет продолжать оказывать давление на страну, несмотря на крупные разногласия среди западных держав насчет курса их действий.
Москва уже давно связала свои переговоры по Сирии с переговорами по Украине, в то время как Соединенные Штаты и Европа хотели бы сохранить эти две ситуации отдельно. Российские позиции в Сирии сильнее, и она надеется использовать их, чтобы получить уступки в Украине. Впрочем, теперь, кажется, что российская тактика выходит ей боком – даже если Запад не расширит санкции против России из-за Сирии, ее действия там могут быть лишь обоснованием необходимости поддержания санкций по Украине.