Сталинский советский режим в 1930-х годах попытался покорить украинское крестьянство, силой лишив его хлеба и земли для его выращивания. Эти трагические события остались в истории как преступление против человечности - Голодомор.
В 1929 году по всему Советскому Союзу начали создавать коллективные хозяйства, однако украинские крестьяне не хотели покидать свою землю и работать на режим. Тогда коллективизация стала принудительной, чтобы хоть как-то привлечь людей к процессу и обуздать сопротивление новому советскому строю.
Отбор скота, запасов еды, земли спровоцировал голод 1932-1933 годов. В эти страшные дни тысячи и миллионы украинцев умерли, потому что фактически не согласились с новыми решениями советского Кремля. За весь период существования СССР почти не было публичных упоминаний о голоде, только во времена независимой Украины стали известны его масштабы и преступность политики сталинского аппарата.
В 1980-е годы первыми в раскрытии советского прошлого заинтересовались Соединенные Штаты, там Конгресс создал специальную комиссию по расследованию событий, которые уже в 2003 году в Украине на официальном уровне объявят Голодомором.
Именно в этот год официальный Киев на международной арене выступил с утверждением о геноциде украинского народа. Тезис поддержали правительства других стран, за исключением России. Предсказуемо Кремль делал призывы о непризнании Голодомора, пытался блокировать соответствующие решения в ООН.
Марфа Коваленко хорошо помнит ужасающие месяцы 1932-33 годов, хотя была тогда 6-летней девочкой. Основой репрессивной политики большевиков в коллективизации стало так называемое раскулачивание. Кулаками называли зажиточных крестьян, у которых было больше разнообразного имущества в сравнении с соседями. Именно такие люди стали лицом "врага" в советской пропаганде по этому направлению.
"У нас огорода совсем немного было, так отрезали огород у отца. Не колхозник же — так оставили пятнадцать соток. Вот это только, что возле двора. А отец сказал: "Тот огород, что садится, можете забирать, а там под горой сад оставьте". Вот по тропинке я в сад могла ходить в свой, а тут колхоз сажал на нашем огороде, дедовом", - рассказала Марфа.
Наиболее полные воспоминания у нее о зиме во время голода, тогда еще оставалась еда, хотя уже становилось все хуже. Ее семья в погребе сохранила картофель, свеклу, капусту в бочке.
В то же время по селу ходили большевистские бригады, искали спрятанное в земле зерно длинными металлическими щупами. Они забирали все съестное, если находили. У Коваленко такое подразделение забрало корову из сарая.
Отец маленькой Марфы был фельдшером, он отправился в Недригайлов к главному врачу и пытался вернуть отобранный скот. Он проявил принципы и отказался от чужой коровы.
"Если приведут корову ту, которая была нашей, — пусть ставят в сарай. Если приведут корову, [которую отобрали] у какого-то человека, у женщины, у которой осталось четверо или пятеро детей — пусть той коровы нам не приводят", - згадала жінка.
Отец услышал обещание о возвращении коровы, однако семья ее больше не увидела.
За время Голодомора в родном Константинове Марфа увидела много смерти, однако выжило также много людей. Люди спаслись благодаря взаимопомощи, они делились и фактически спасали тех, кто дошел до предела. Человечность осталась среди крестьян, даже когда не осталось еды.