С днем рождения не принято поздравлять заранее – плохая примета. Но российский президент Владимир Путин пренебрег правилами политического приличия и «поздравил» Украину за две недели до юбилея Независимости, обвинив ее в терроризме.
Стоит вспомнить, что совсем недавно Россия пыталась протолкнуть в Украину своим послом Михаила Бабича, слабо напоминающего профессионального дипломата, а на днях Сергей Лавров, сменив гнев на милость, не исключил встречи Нормандской четверки на полях саммита G-20, который пройдет в сентябре в Китае. Предложение интересное, но Украина не является членом «Большой двадцатки». Неужели Кремль договорился с Поднебесной об украинском участии в саммите? Крайне сомнительно, если учитывать динамику ситуации на Донбассе.
Россия играет по привычной схеме. Август – разгар сезона отпусков в западном мире, плюс летняя Олимпиада в Рио-де-Жанейро привлекает к себе внимание. В условиях всеобщей расслабленности даже прямое столкновение России и Украины рискует не получить оперативной реакции международного сообщества. Москва демонстрирует готовность обострять ситуацию, становясь на путь шантажа.
Версия об украинских диверсантах в Крыму выглядит бредовой. Однако несколько дней назад российские силовики на оккупированном полуострове были подняты по тревоге, а сообщение с украинской территорией было закрыто. Украинские политики утверждают, что группа дезертиров устроила перестрелку в Армянске, военные говорят о том, что легенда учений российских силовиков начала жить самостоятельной жизнью и развиваться. Но нужно трезво оценивать информационное поле Крыма: оккупационные власти стремятся держать ситуацию под жестким контролем и контролировать информпотоки.
Байки ФСБ об украинских диверсантах подкрепляются информацией о потерях среди российских силовиков. Аналогии с провокацией в Гляйвице, ставшей катализатором начала Второй мировой войны, выглядят нарочито очевидными. Россия даже не пытается скрыть эту составляющую своей провокации. Нет ничего удивительного и в том, что Владимир Путин повторил озвученную ФСБ версию: он в последнее время делает ставку на силовиков в кадровых назначениях, поэтому петь в унисон со спецслужбами российскому президенту комфортно. Обвинять Украину в терроризме для российского президента легко, сложнее будет в перспективе ответить на обвинения в собственный адрес.
Евгений Марчук прозорливо предупреждал, что Россия попытается испортить празднование юбилея украинской Независимости, однако мало кто ожидал, что будет разыграна «крымская карта». Но заявление Путина о бесполезности озвученных Лавровым переговоров в формате Нормандской четверки свидетельствует, что ситуацию на Донбассе в Москве стремятся разрешить ускоренным путем, причем по собственному сценарию. Однако для этого необходимо доверие Запада к российским инициативам, которое отсутствует. Поэтому Россия стремится запугать Украину военными приготовлениями.
Крымский фактор использован неслучайно. В России приближаются выборы в Государственную Думу, на которых партия власти ставит себе задачей победу любой ценой. Аннексированный полуостров для российского общества остается знаковым. Но и здесь не обошлось без аналогий: в 2003 году для повышения рейтинга «Родины» начали прокладывать дамбу к украинскому острову Коса Тузла в Азовском море. В 2016-м – ищут украинских террористов в захваченном два года назад российскими войсками Крыму.
Полезно напомнить, что между Россией и Украиной продолжается гибридное противостояние, цель которого для Кремля – не захватить территорию, а посеять панику, установить контроль над настроениями граждан нашей страны. Обострение ситуации, по замыслу россиян, должно отразиться на украинском обществе, заставить его паниковать и требовать от политического руководства страны мира любой ценой. Становится понятной и роль кликушествующих критиков власти.
Официальная реакция Петра Порошенко на заявление Путина была вполне адекватной, как и позиция секретаря СНБО Александра Турчинова. Полагаю, что россияне подгадывали ситуацию, чтобы украинское руководство не отвечало на выпады Кремля как можно дольше. Мы ведь живем в обществе, где от скорости распространения информации зависят и температура в социуме, и эффективность его реагирования на вызовы.
Важными выглядят не только украинский ответ, но и реакция Запада на заявления Путина. Вряд ли цивилизованный мир может позволить клеветать на другую страну лидеру даже ядерного государства. Авантюра кремлевского царька найдет оценки в ближайшее время по дипломатическим каналам. После этого речь пойдет и об официальных заявлениях, которые уже появляются.
Что делать обычному гражданину? Стремиться не паниковать и понимать, что противостояние с Россией будет затяжным. Украина, даже не реформированная и проблемная, остается для Кремля костью в горле. Поэтому там придумывают небылицы планетарного масштаба и стремятся сеять страх.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA