Согласно статистике, лишь несколько процентов IT-стартапов проживают более 5 лет и превращаются в стабильные компании. Мало того, терпят неудачу и закрываются в первый же год существования приблизительно 90% из них. О том, почему так происходит, редакции ONLINE.UA рассказал CEO кипрской компании по управлению активами Generation Partners Сергей Карташов.
По словам Карташова, факторов, способствующих провалу, множество: неудачная идея, которая не приносит пользы и не решает никакую проблему, слабая или неслаженная команда разработчиков, неимение возможности создать прототип или бета-версию продукта.
«Это первые три фактора, на которые мы обращаем внимание. Как правило, они делают проект настолько рискованным, что «отсеиваются» без надобности дальнейшего анализа, – рассказывает Сергей Карташов, – Редко какой инвестор рискнёт вкладываться в настолько сомнительные предприятия».
Проекты, не имеющие таких серьезных изъянов, заслуживают более тщательного исследования. Как правило, их остаётся не более 10% от всех рассмотренных. Это стартапы, чья идея действительно инновационна, а продукт потенциально полезный и прибыльный. Впрочем, чтобы привлечь серьёзные инвестиции и не угаснуть до этого момента, стартапы должны избегать серьёзных управленческих ошибок. Сергей Карташов выделяет три наиболее распространённых из них:
Авторитаризм. Довольно часто создатели продукта, люди одновременно технически и творчески одарённые, берут управление проектом на себя. Как показывает практика, это не приводит ни к чему хорошему. Бывают, конечно, исключения, однако это не та сфера, где стоит проявлять мультизадачность. Грамотнее делегировать менеджерские обязанности людям с соответствующей компетенцией. Тогда, когда дело дойдёт до презентации проекта, формирования плана развития, масштабирования и монетизации, не возникнет проблем с управлением персоналом, поиском партнёров и инвесторов. Попытки же заниматься всем одновременно зачастую приводят к краху проекта.
Отсутствие бизнес-плана. Если мы говорим о стартапах, бизнес-план нужен не только для того, чтобы привлечь инвесторов. Он жизненно необходим и для тех, кто не планирует привлекать внешние инвестиции. И создавать его нужно сразу же, как только автор идеи понял, что её можно монетизировать. Зачастую, в процессе разработки, люди настолько увлечены самой идеей, что попросту забывают подумать о том, как её реализовать на рынке. Это не только портит репутацию стартаперов в глазах инвесторов, но и может повлечь за собой потерю финансирования и, как следствие, гибель проекта.
Недальнозоркость. Даже имея бизнес-план, отсутствие видения развития стартапа на несколько лет вперёд может завести его руководителей в тупик. Даже самая удачная и долгоиграющая идея имеет свой «стеклянный потолок». Для того, чтобы суметь пробить его, а не упереться, менеджеры должны заранее знать, в каком направлении двигаться при достижении ближайших планов. Отсутствие же видения будущего компании может оттолкнуть потенциальных партнёров и вкладчиков.
«Очень немногим стартапам удается успешно пройти оценивание по всем этим критериям. Таким образом, на стол к инвесторам попадают лишь самые релевантные проекты – наиболее продуманные и жизнеспособные, и наименее рискованные», – объясняет Сергей Карташов.
В поиске таких проектов, по словам Карташова, и заключается деятельность кипрской компании Generation Partners. Тщательный анализ преисполненного рынка IT-стартапов и предложение их клиентам-инвесторам. Поскольку большинство сделок происходит в Восточной и Западной Европе, компания расположила свой главный офис на Кипре. По словам CEO компании, это удобно с точки зрения логистики. К тому же на острове сосредоточено множество IT-стартапов и, как следствие, сильно развито IT-комьюнити.