Ситуация вокруг войны на Донбассе постоянно меняется. Если на минувшей неделе представители украинской власти всерьез говорили о возможном давлении Запада для скорейшего урегулирования конфликта на востоке страны, то последние дни породили надежду на адекватность восприятия поведения России нашими союзниками.
Напомню, что конфликт на Донбассе – крупнейший в Европе за 20 последних лет, и ЕС как политический лидер континента ощущает постоянную угрозу его распространения на свою территорию. Пусть не путем российского вторжения (такой сценарий пока выглядит фантастическим), но для гипотетических беженцев из Украины путь до Евросоюза куда короче, чем для жителей Ближнего Востока. Человеческий фактор играет важную роль в принятии европейскими политиками решений.
В процессе урегулирования конфликтов принято давить на слабейшую сторону, и в этом вопросе Украина выглядела до последнего времени безальтернативной. Самопровозглашенные ДНР и ЛНР не являются субъектами международного права, они не признаны даже Россией, поэтому с их представителями ведут диалог только в рамках Трехсторонней контактной группы. Но Украине пришлось несладко, поскольку сентябрьское, весьма условное, прекращение огня на Донбассе было воспринято Западом как хороший шанс быстро решить проблему, пусть и ценой украинских интересов. Аргументы наших западных партнеров понятны, а действия украинской власти не предоставляли ей пространства для маневра. С другой стороны, военные в зоне АТО сегодня являются куда более внушительной силой, чем год-полтора назад, и действовать исключительно в формате "зрада – перемога" официальный Киев не может. Казалось, еще чуть-чуть, и Запад начнет дожимать Петра Порошенко на принятие невыгодного ему решения.
Но стечение обстоятельств пока складывается в пользу Украины. Дело в том, что Россия с грациозностью пляшущего камаринского медведя ухитрилась рассориться со своим европейским партнером – Францией. Париж пытался провести через Совет Безопасности ООН резолюцию о прекращении насилия в Сирии, но Россия заблокировала ее, а Владимир Путин позволил себе публичные укоры в адрес Парижа за обслуживание политических интересов США. Подобное отношение вряд ли понравится любому европейскому политику, а низкорейтинговому Олланду за полгода до президентских выборов – тем более.
Кремль, как представляется, серьезно перегнул палку, рассчитывая на собственных агентов влияния в западном мире. Дескать, мы можем себе позволить делать, что заблагорассудится, а вам все равно придется с нами мириться. Путин во время форума "Россия зовет" прямо дал понять, что не боится изоляции, а санкции Запада считает контрпродуктивными. Видимо, чтобы усилить эффект, российский президент заговорил о "вынужденной защите русскоязычных на Донбассе и помощи в реализации стремления крымчан присоединиться к РФ", сетовал на отсутствие до сих пор прямого диалога между киевскими властями и "представителями Донбасса".
Впрочем, после отмены визита во Францию, в ходе которого Франсуа Олланд был готов говорить с Путиным только о ситуации в Сирии, хозяину Кремля ничего не оставалось, как максимально обострять ситуацию. Это его излюбленная тактика – переть напролом, намекая на ядерный арсенал и пуская в ход информационные и технологические доводы. Кстати, в США и в страшном сне не могли себе представить попытки вмешаться в ход президентской гонки путем хакерских атак. Но Россия, как полагает американская разведка, пошла на это. Не столько ради победы конкретного кандидата, сколько для общей дискредитации процесса.
Две резолюции ПАСЕ, принятые 12 октября, наглядно показали, насколько Путин себя переиграл. Взвешенные в массе своей европейские парламентарии констатировали российское военное присутствие на Донбассе, назвали самопровозглашенные "республики" сепаратистов "контролируемыми Россией" и признали, что проведение выборов на Донбассе до стабилизации там ситуации в сфере безопасности невозможно. Эти констатации важны по той простой причине, что прозвучали в одном из политических центров ЕС и не проскочат мимо ушей политиков Старого Света.
Украина, как минимум, получила передышку в политическом давлении на нее, еще более вероятно – вырвалась из дипломатических клещей России и Запада, угрожавших ей драматичным развитием событий. Но быстро отказаться от Минских договоренностей вряд ли удастся – они признаны Совбезом ООН в качестве матрицы урегулирования конфликта на Донбассе. Куда логичнее начинать переговоры о расширении формата участников за счет США и заинтересованных европейских государств, возможно, и через подключение Китая.
Задача – не оказаться с Москвой один на один. Поэтому официальному Киеву необходимо на берегу избавиться от иллюзий и работать над изменением ситуации в стране, поскольку досадное поражение способно заставить Путина действовать еще более дерзко, используя весь инструментарий раскачивания ситуации в Украине.
Евгений Магда, политический эксперт специально для ONLINE.UA