В то время, как в Сирии рассыпается режим прекращения огня, переговоры по поводу войны в Украине, кажется, идут лучше. Такое мнение высказала частная разведывательно-аналитическая компания США Stratfor, анализируя последнее
соглашение Трехсторонней контактной группы о разведении сил
на отдельных участках фронта на Донбассе. Отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.
На встрече в Минске в среду представителями Украины, России и ОБСЕ была достигнута договоренность о разведении войск и техники на определенных участках вдоль линии соприкосновения на Донбассе. В четверг представитель Украины в переговорах объявил, что демилитаризация территории начнется на этой неделе. Несмотря на то, что со времен начала войны на востоке Украины уже было несколько соглашений о прекращении огня, которые не сработали, у этой сделки гораздо больше шансов, полагают в Stratfor.
Во-первых, она заметно отличается от предыдущих попыток остановить боевые действия. В отличие от прошлых договоренностей, которые касались всего фронта, в нынешней говорится только о трех участках: Станице Луганской, Золотом и Петровском. Кроме того, данное соглашение требует отведения и украинских сил, и боевиков с россиянами вместе с оружием и военной техникой на расстояние 1 км от линии соприкосновения в этих районах в течение 13 дней, под постоянным контролем наблюдателей из ОБСЕ. Благодаря каждому их из этих положений, будет проще обеспечить соблюдение и устойчивость нового соглашения о прекращении огня.
И если все пойдет хорошо в первых трех населенных пунктах, то начнутся переговоры по реализации аналогичного процесса в других районах конфликта. Такой постепенный подход будет способствовать продвижению мирного процесса, позволяя на некоторое время отложить тяжелые переговоры по стратегическим горячим точкам, таким как Авдеевка.
По мнению американских аналитиков, нынешнее соглашение о прекращении огня может заложить основу для серьезного прогресса в процессе разрешения конфликта на востоке Украины. Более того, это говорит об успехе усилий Соединенных Штатов и России в продвижении вперед в разрешении самых спорных вопросов, что стороны стремятся сделать в срок, прежде чем президент США Барак Обама покинет свой пост, и до того, как Европейский союз вновь будет голосовать по вопросу продления санкций в отношении РФ.
Тем не менее, как показала сирийская сделка о прекращении огня, значимый прогресс легче показать на словах, чем реализовать в действительности.
На пути решения украинского конфликта все еще стоят серьезные препятствия. Киев и Москва до сих пор расходятся даже в том, как начать процесс, описанный в Минских договоренностях. Украина утверждает, что Россия и сепаратисты должны выполнить ключевые положения по безопасности (прекратить огонь, - ред.), прежде чем будут сделаны какие-либо политические изменения, в то время как Москва не менее твердо уверена, что Украина должна сначала признать и предоставить большую политическую автономию Донбассу (имеется в виду часть Донбасса, оккупированная российскими войсками и боевиками ДНР-ЛНР, - ред.).
В то же время Запад разделился в вопросе того, как справиться с войной в Украине. Хотя Соединенные Штаты твердо продолжают поддержку Украины и оказывают давление на Россию, несколько стран в Европейском Союзе больше не заинтересованы в сохранении санкций против Москвы и призвали Украину сделать больше по выполнению договоренностей со своей стороны.
Вице-президент США Джозеф Байден заявил в среду, что не менее пяти членов ЕС были готовы ослабить санкции в отношении России, добавив, что Соединенные Штаты обратились к Германии, Франции и Италии с просьбой о поддержке ограничительных мер. Россия может попытаться воспользоваться растущим раздором в ЕС, сотрудничая лишь в той степени, которая необходима, чтобы повлиять на голосование по вопросу санкций, не делая серьезных уступок по Минским соглашениям.
Поэтому, несмотря на потенциал нового соглашения о прекращении огня, конфликт в Украине - и тупик в отношениях между Россией и Западом - далек от решения. Тем не менее, последнее соглашение об отводе вооружения доказывает, что согласованные усилия предпринимаются, по крайней мере, для снижения уровня насилия в восточной части Украины.