О попытках "русского мира" влиять на Украину с помощью религии, опасностях крестного хода на Киев, организованного Московским патриархатом, и перспективах автокефалии для украинской церкви в первой части интервью ONLINE.UA рассказал архиепископ Черниговский и Нежинский, секретарь Священного Синода Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий (Зоря).
- Сегодня очень резонансным даже для неверующих людей событием стал крестный ход Московского патриархата. С чем, на ваш взгляд, связана такая реакция в обществе?
- Первое: все больше людей понимают, какую роль в Украине играет церковь Московского патриархата. Это шествие официально объявлено как акция мира, единения Украины, но, на самом деле, оно разделяет страну. Есть много людей, которые просто боятся действий МП. Они боятся, что под видом крестного хода могут прийти люди вроде Гиркина. Ведь когда привозили «Дары волхвов», эту псевдореликвию, в Украину, то в охране был Гиркин (будущий главарь боевиков ДНР, российский диверсант Игорь Гиркин (Стрелков), - ONLINE.UA). Московский патриархат сделал много для аннексии Россией Крыма. Потом на блокпостах боевиков перед Славянском стояли бабушки с иконами. Выводило их туда тоже местное духовенство Московского патриархата. На Донбассе в храмах были склады оружия, о чем есть много свидетельств, то есть МП логистически помогал российским военным структурам. На начальном этапе оккупации Крыма и Донбасса их священники открыто помогали оккупантам. Такое не может не беспокоить.
Второе: если это шествие за мир и единение, то вопрос: а с кем? По логике московской церкви, это шествие за единение с «русским миром», за единство с Московским патриархатом и за «Святую Русь». МП просто потерял коммуникацию с украинским обществом. Они не объясняют своих действий так, чтобы их понимали. Почему? Потому что после прихода к власти митрополита Онуфрия (главы УПЦ МП, - ONLINE.UA) разогнали команду, которая занималась информационной деятельностью при митрополите Владимире. Держать связь с украинским обществом бесконфликтным образом у них не получается. Есть пропасть между общественным мнением в Украине и МП в Украине.
Третье: церковь Московского патриархата объединяет только себя. Они любят тезис о том, что они - единственная церковь, которая объединяет восток и запад. Их крестный ход так и запланирован. Одна колонна вышла из Святогорска Донецкой области, а другая - из Почаева Тернопольской области. Идут на Киев. Но, на самом деле, их «объединение страны» это что-то вроде того, как когда-то Партия регионов объединила Украину. Они объединяют своих сторонников, а Украину – разделяют.
Крестный ход в Харькове, у некоторых участников которого были замечены "георгиевские ленты". Фото: Twitter IT Sector Харьков
Четвертое: в крестном ходе МП заложена лукавая мысль. Шествие за мир против войны. Но как Московский патриархат интерпретирует войну на Донбассе? Как войну Украины и России? Нет. Митрополит Онуфрий в одном из своих интервью сказал, что в Украине «гражданская война». В молитве, специально написанной для хода и одобренной митрополитом Онуфрием, даже слова «Украина» нет – говорится лишь о «нашей стране» и «нашей державе». Также нет речи «о нашествии иноплеменников», то есть о внешней агрессии, а людям предлагают молиться о прекращении «междоусобной брани», то есть гражданской войны, и «крамолы», то есть восстаний. Даже через текст молитвы людям внушают идею того, что у нас – «восстание и гражданская война».
Действие МП – это что-то вроде того, как Путин в 2008 году напал на Грузию под лозунгом «принуждения к миру». Каждый агрессор говорит о мире. Гитлер тоже с «мирными инициативами» выступал. Если Московский патриархат говорит о мире, то надо переспрашивать, о каком именно «мире» идет речь. Хотя МП сейчас не говорит даже о том, что они за мир против войны. Просто идут за мир. Но идут на Киев. Значит, хотят влиять именно на Киев, который, по их логике, и является источником проблемы, которую они хотят решить. Почему они два года назад не ходили в Донецке и в Луганске? Наоборот, их священники были среди тех, кто штурмовал здание СБУ в Луганске, их священники благословляли Гиркина, поддерживали оккупацию Крыма. И теперь делают вид, что там были «местные инициативы». А ведь когда русские заходили с оружием, то они призвали украинцев «сложить оружие и прекратить братоубийство».
Московский патриархат вслед за российской пропагандой продвигает идею о «внутреннем конфликте в Украине». Ведь церковь МП до сих пор так ни разу и не сказала, что Россия является стороной конфликта.
"Георгиевская лента" на крестном ходе в Харькове. Фото: Twitter IT Sector Харьков
Пятое: крестный ход - это продолжение той политики, которая заложена приездами патриарха Кирилла в 2009-2013 годах в Украину. Мы помним, что тогда Кирилл иногда по пять раз в год приезжал в Украину. И говорил, что здесь нет никакой политики, а сам продвигал «русский мир». И специально все делалось так, чтобы создать массовость на встречах с Кириллом. Делались прямые эфиры, свозили людей, в Харькове даже фотошопом дорисовывали количество людей.
- Зачем это делалось?
- Как для внутреннего потребителя, так и для внешнего. Внутри нужно было показать своим сторонникам, что МП в Украине – «самая большая конфессия». Внешний потребитель - Кремль. Они показывали: вот видите, от Донбасса до Почаева приветствуют московского патриарха, поэтому идея «русского мира» среди украинцев якобы популярна, а церковь МП влиятельна в Украине. Я убежден, что это был не последний аргумент в ряду других, на которые опирался Путин, принимая решение об агрессии против Украины. Потому что они рассчитывали, что приверженность людей к Московской патриархии будет способствовать успешности российской агрессии в Украине. Как говорил бывший спикер МП, протоиерей Всеволод Чаплин в 2014 году: мы надеемся, что украинцы не будут сопротивляться братьям, которые идут им на помощь. Это главная идея деятельности Московского патриархата – продвижение и поддержка политики Кремля. И сейчас этот крестный ход тоже должен показать влияние МП в Украине, как для своих верующих, так и для внешнего потребителя. Только теперь не только одному Кремлю, но и Константинопольскому патриарху.
- Почему и Константинополю?
- В МП знают, что Верховная Рада обратилась к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить Томос об автокефалии украинской церкви. И промосковские силы очень испугались этого обращения.
- Почему?
- Потому что они понимают: когда Вселенский патриархат предоставит украинским православным признание автокефалии, то от структур МП в Украине останется, в лучшем случае, четвертая часть того, что есть сейчас. А я думаю, что и того не будет. Так, по данным Центра Разумкова, около 10% опрошенных поддерживают единение Украинской Церкви с Московским патриархатом. Это их реальная база. Она может быть и меньше, потому что сейчас «русский мир» готов идти на конфликт с мировым православием. Это мы видели по игнорированию Москвой Всеправославного собора. Когда люди ясно увидят, что они разделяются с православием из-за МП, а не объединяются, то не будет и этих 10 процентов.
- Возможно, лучше запретить МП в Украине и всю их деятельность?
- Это нехороший ход – мы демократическая страна и должны соблюдать законы. Вот церковь Московского патриархата устраивала нападения на Киевского патриарха Филарета на Донбассе (1999 г.), в Одессе (2004 г.), пытались помешать его приезду в Харьков, в Луганск, в Запорожье. Киевский патриархат такого не делал, но и молчать тоже не нужно. Уже насмотрелись на визиты Кирилла в Украину. После которых «русский мир» двинулся в Украину не с крестами, а с танками. Если такой человек, как Владимир Горбулин (директор Национального института стратегических исследований, – ОNLINE.UA), говорит о том, что идеи «русского мира» надо приравнять к идеям нацизма и международно осудить, то это что-то значит.
Киевский патриархат ежегодно проводит крестный ход. Поэтому мы призываем всех поддержать крестный ход Киевского патриархата 28 июля от Владимирского собора к памятнику Равноапостольному князю Владимиру. Речь не только о праздновании Крещения Руси и памяти о киевском князе, но и о церковной независимости Украины в борьбе со структурами «русского мира». Это как противостояние Майдана и антимайдана, где все зависело от поддержки людей.
Продолжение следует...