Возможности России Владимира Путина в гибридной войне вызвали большой интерес у соседних государств. Агрессия Москвы рассматривается, как стремление ослабить НАТО и единство Евросоюза. В результате многие европейские страны видят Россию как угрозу и решили усилить свои оборонные возможности, чтобы защитить себя.
О том, что Запад может противопоставить России в возможной войне, в статье, опубликованной на сайте The National Interest, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказала вице-президент Лексингтонского Института - некоммерческого общественно-политического аналитического центра - Констанс Барудос.
Гибридная война России предстает собой сложную задачу для США и их союзников в Украине и на четырех флангах НАТО. Этот тип военных действий включает скоординированное применение киберактивности неясного происхождения, нерегулярных войск, обычного вооружения и традиционных военных сил. Россия целенаправленно применяет их, не доводя до уровня, который США посчитали бы конфликтным, чтобы ограничить возможности реагирования и оспорить нормы, формирующие региональную безопасность.
Москва также усиливает военное сотрудничество с Пекином, проводя регулярные учения. На прошлой неделе Россия и Китай начали учения в Южно-Китайском море, сосредоточенные на деятельности морских подразделений, практикуясь в боевой стрельбе, морских перевозках и операциях по высадке на остров, а также тренируя наступательные и оборонительные действия на острове. В учениях были использованы китайские и российские корабли, подводные лодки, самолеты, вертолеты и бронетехника. Это не первые их учения - в прошлом году они проводили учения в Японском и Средиземном морях.
Читайте также: Путин закончил клоунаду и готовит жесткие решения - разведчики из США
Так много стран обеспокоены российской угрозой, что прекратилось сокращение расходов на оборону в Западной Европе, которое продолжалось в течение двух последних десятилетий. Норвегия планирует закупить 52 истребителя F-35, заменить свой подводный флот, приобрести новые разведывательные самолеты, модернизировать бронетанковые подразделения, а также приобрести новые зенитные комплексы. Чехия, Эстония, Латвия и Литва также решили увеличить свои расходы на оборону. Даже нейтральная Швеция планирует выделить дополнительные $2 млрд на приобретение бронетранспортеров, артиллерии, противотанковых средств и систем противовоздушной обороны.
Российские возможности ограничения доступа были реализованы в Калининграде, вдоль Балтийского моря, в Черном море и в восточной части Средиземного моря. Например, Москва в прошлом месяце разместила в Крыму зенитный ракетный комплекс С-400 с дальностью стрельбы до 250 миль (400 км). Эта система потенциально перекрывает воздушное пространство для самолетов НАТО над странами Балтии, Украиной, Черным морем, на севере Польши, Сирии и Турции. Истребители F-35 и другие летательные аппараты пятого поколения нужны сейчас больше, чем когда-либо, поскольку российская противовоздушная оборона бросает серьезный вызов воздушным силам четвертого поколения.
Планировщики США также узнали больше о тактике России, когда проводили подготовку украинских солдат: Москва использует беспилотные летательные аппараты, которые могут создавать помехи в радиосвязи, намечать цели, и передавать координаты тем, кто управляет артиллерийскими и ракетными установками.
К 2019 году Москва, скорее всего, развернет способные нести ядерные заряды ракеты "Искандеры" в Калининграде в ответ на новую Систему противоракетной обороны "Иджис" в Румынии (систему ПРО, - ред.). Россия рассматривает эту систему, которая является частью Европейского поэтапного адаптивного подхода, как угрозу своим самолетам, хотя должностные лица США и НАТО неоднократно объясняли, что она необходима для защиты Европы от иранских ракет. У российских "Искандеров" диапазон 500 километров, и они могут ударить по Польше и Германии. Москва уже дважды разворачивала эти ракеты в Калининграде, но позже убирала их.
Страны НАТО почти полностью зависят от военно-воздушных сил для противостояния российским системам ограничения доступа. Поэтому Альянс должен рассмотреть вопрос о разработке своих собственных систем ограничения доступа, даже если считается, что они носят наступательный характер.
Бывший верховный главнокомандующий НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав отметил, что Альянс нуждается в сохраняющей боеспособность технике большей дальности и точности удара, таких как тактическая армейская ракетная система, реактивная система залпового огня или высокомобильная реактивная система залпового огня.
Генерал-лейтенант Бен Ходжес, командующий Сухопутных войск США в Европе, отметил, что полк бронетранспортеров Stryker может реально помочь в случае конфликта на пересеченной местности в Балтийском регионе.
Сбор информации, наблюдение и разведка также стали более высоким приоритетом, с учетом российских возможностей. У НАТО нет опыта обмена разведывательной информацией в мирное время, и это нужно изменить. Понимание полной картины безопасности имеет решающее значение для разработки показаний и предупреждений для донесения информации о проблеме до принимающих решения лиц и принятия своевременных мер.
Чтобы защитить себя от российских тактических баллистических ракет, крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов и современных самолетов, Польша решила приобрести Patriot – американский зенитный ракетный комплекс. Patriot известен успешным применением в 2003 году, когда силы США развернули его в Кувейте во время иракского конфликта и уничтожили несколько вражеских ракет класса "земля-земля". Израильское командование ПВО также использовало Patriot, чтобы сбить два БПЛА, принадлежавших ХАМАС, и сирийский самолет, который вошел в воздушное пространство Израиля.
Среди стран, использующих Patriot, также Тайвань, Греция, Испания, Израиль, Япония, Нидерланды, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Польша также рассматривает другие системы ПРО для защиты. Например, польская оборонная группа под названием "Польская группа по вооружениям" планирует присоединиться к разработке и использованию системы воздушной защиты средней сложности - обеспеченной наземными транспортными средствами и силами ПВО и ПРО (которая должна заменить систему Patriot – ред.).
Принимая во внимание российскую угрозу, НАТО должен быть в состоянии переключиться с операций в мирное время на военные операции в любой момент. Альянс создал силы быстрого реагирования из 13 000 человек, и США стали во главе предварительного разворачивания тяжелой техники в Восточной Европе. Многонациональный корпус НАТО "Северо-Восток" расположенный в польском Щецине, перешел от низкой к высокой готовности, чтобы координировать и обеспечивать контроль над силами США и НАТО в Восточной Европе. Чиновники работают для обеспечения непрерывного перемещения грузов в странах Балтии, осваивая местные морские порты, аэропорты, дороги и железнодорожные сети, а также знакомятся с различными погодными условиями, которые могут вызвать проблемы.
Генерал-лейтенант Ходжес говорит, что США и НАТО должны продемонстрировать умение предотвратить нападение России. Вот почему армия США в Европе движется от позиции предоставления гарантий к позиции сдерживания.
Армия теперь должна противостоять БПЛА и другим методам, что сильно отличается от их опыта в Ираке и Афганистане. Бронетанковая бригада расширила ротации на вероятном театре боевых действий от Балтийского до Черного моря - начиная с февраля 2017 года, ротации будут длиться девять месяцев. Ротационные силы авиации и тыловой поддержки также могут поддержать эти усилия. Центры тылового обеспечения будут созданы в северной, центральной и южной частях Европы в рамках операции "Атлантическая решимость" для эффективного распределения поставок оружия и военных сил. Постоянно дислоцированная танковая бригада будет лучшим вариантом, но такая постоянная сила дорого стоит и создает проблемы ограниченным оборонным ресурсам.
США и НАТО должны продолжать работать вместе против растущей российской угрозы. Страны-члены Альянса должны продолжать инвестировать в системы противовоздушной обороны, чтобы защитить не только себя, но и весь европейский континент. Не нужно дожидаться новой угрозы какой-то стране, чтобы понять, что им нужно вкладывать средства в безопасность. Страны должны постоянно поддерживать и улучшать свои стратегии безопасности, потому что возможности имеют решающее значение для сдерживания нынешних и будущих угроз, исходят они от России или из других мест.