2017-й будет решающим годом для Европы. Выборы в ведущих странах ЕС – Германии и Франции – а также возможные выборы в третьей по величине экономике еврозоны – Италии – будут влиять друг на друга и поставят под угрозу само существование еврозоны. Европейские трещины станут прекрасной возможностью для России Владимира Путина, которая в 2017 году может сломать европейское единство в отношении санкций и получить больше возможностей для укрепления влияния у себя на границах.
Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor опубликовала прогноз на 2017 год, в котором подчеркивает не только возможности, которые открываются для России в связи с нестабильностью Евросоюза, но и ограничения со стороны США, а также серьезные угрозы для позиций Путина в его стране.
Эксперты Stratfor уверены, что Европейский союз, в конечном итоге, распадется. Вопрос на 2017 год, по их мнению, таков: "В какой степени эти (перечисленные выше, - ред.) выборы ускорят данный распад?" Независимо от того, будут претендовать в этом году на победу умеренные силы или экстремисты, Европа продолжает мчаться к распаду на региональные блоки, прогнозируют в частной разведке США.
Читайте также: Путин не наигрался, вопрос большой войны с Россией уже не стоит - украинский разведчик
Европа и ее политика по отношению к России разделены как никогда, поэтому Москва может получить, по крайней мере, частичное снятие санкций. Понимая важность выборов в ведущих странах ЕС, которые, среди прочего, могут привести к смерти еврозоны, Россия поддержит противостоящие нынешней элите и евроскептически настроенные силы и будет использовать разделение на континенте посредством кибератак и пропагандистских кампаний.
Франция, Италия, Австрия и Греция, в конечном итоге, будут добиваться более сбалансированных отношений с РФ, в то время как страны, которые более уязвимыми к ее капризам – Польша, Румыния, государства Балтии и Швеция – будут объединяться в борьбе с потенциальной российской агрессией. Германия будет пытаться играть на две стороны, что будет все труднее сделать, поскольку она также борется за сохранение еврозоны. Отвлеченность Германии, в свою очередь, позволит Польше превратиться в сильного лидера в Восточной Европе путем расширения политической, экономической и военной поддержки странам, пострадавшим от ослабления решимости Запада.
Марин Ле Пен - одна из вероятных союзниц Путина в Европе
Но нельзя сказать, что действия России будут полностью неограниченными. Хотя Вашингтон, кажется, готов вести переговоры с Москвой по некоторым вопросам, у Соединенных Штатов по-прежнему есть все основания для сдерживания российской экспансии. Поэтому через НАТО американцы они будут поддерживать серьезное военное присутствие на европейской границе РФ. Это наверняка будет препятствовать каким-либо переговорам.
Тем не менее, Россия будет использовать все имеющиеся в ее распоряжении средства – военные наращивания на своих западных границах, видимость налаживающихся отношений с США, эксплуатацию европейских раздоров, – чтобы толкать, мешать и, в конечном итоге, торговаться с Западом. При этом, она будет запугивать своих соседей и попытается вытеснить западное влияния в странах ближнего для нее зарубежья.
Даже намек на примирение между Москвой и Вашингтоном будет эхом отдаваться по граничащим с Россией странам. Россия почти наверняка сохранит свое военное присутствие на востоке Украины, но Соединенные Штаты и некоторые европейские страны примут более гибкую интерпретацию Минских договоренностей, чтобы оправдать ослабление санкций. И поскольку это сделает власти в Киеве более уязвимыми к российскому принуждению, можно ожидать активизации военных, политических и экономических связей Украины с Польшей и странами Балтии.
На самом деле, перспектива примирения США и России, так же как и усиливающиеся раздоры в Европе, практически остановят усилия прозападных стран – Украины, Молдовы и Грузии – интегрироваться в западные институты. Эти страны не будут в полной мере союзниками России, но они будут вынуждены работать с ней тактически по экономическим вопросам и, возможно, смягчить свои позиции в отношении пророссийских сепаратистских территорий (которые есть в каждом из названных государств, - ред.).
Подобно тому, как Украина будет укреплять усилия по обеспечению безопасности в сотрудничестве с Польшей и странами Балтии, Грузия в вопросах безопасности будет наращивать сотрудничество с Азербайджаном и Турцией. Турция сохранит свои позиции на Кавказе и в Черном море, но будет также поддерживать энергетические и торговые связи с Москвой, чтобы не поставить под угрозу свою миссию в Сирии.
Россия будет оставаться главным арбитром в нагорно-карабахском споре между Арменией и Азербайджаном, настраивая их друг против друга для собственной выгоды. Из-за того, что программы Восточного партнерства и другие, которые реализовываются под руководством ЕС, могут пострадать от размолвок внутри блока, у России будет возможность углубить свое влияние в регионе, продвигая свои интеграционные инициативы, такие как Евразийский экономический союз и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
С появлением перспективы затихания событий на "западном фронте", Москва попытается улучшить свое стратегическое положение на фронте восточном. Москва и Токио будут медленно пытаться закончить длившийся десятилетиями территориальный спор (вокруг Курильских островов, - ред.), и, по мере продвижения в этом направлении, они активизируют отношения через крупные инвестиционные и энергетические сделки (они даже изучают идею соединения своих стран с помощью нефтепровода). Токио также может последовать примеру Запада в ослаблении санкций против России.
Китай также будет заключать аналогичные сделки с Россией, хотя и по другим причинам: частично он будет мотивирован обретенной дружбой России с Японией, частично - появившимися трениями Китая с Соединенными Штатами. Можно ожидать, что в этом году Пекин расширит сотрудничество с Москвой по проектам в области энергетики, военной координации (особенно в Арктике) и кибертехнологий.
Россия будет противопоставлять Китай и Японию, укрепляя свои позиции в регионе, при этом, не сотрудничая с кем-либо из них в полной мере. Россия также будет продолжать наращивать торговые связи с Южной Кореей, сохраняя также связи с Северной Кореей, по мере того как растет представляемая ею ядерная угроза.
Учитывая все возможности, которые появятся у России за рубежом в 2017 году, возможно, куда больше проблем у нее будет внутри страны. Даже если она вытянет себя из рецессии, ей все еще предстоит длительный период застоя, и правительство должно будет придерживаться умеренного бюджета, пока цены на нефть снова значительно не вырастут. Кремль будет продолжать задействовать свои резервные фонды, а для поддержания приоритетов федеральных расходов будет опираться больше на международные кредиты.
Региональные власти России еще более уязвимы в финансовом отношении; они будут зависеть от Кремля или от международных кредиторов. Эта зависимость будет только усиливать существующую напряженность между центральными и региональными органами власти, и это заставит Кремль ужесточить и централизовать контроль.
Даже если будут какие-то экономические улучшения, федеральные власти не дадут это почувствовать российскому народу, который будут продолжать нести на себе основную тяжесть экономического спада. Время от времени в течение всего года будут проходить протесты, и Кремль будет реагировать на них, подавляя волнения с помощью аппарата безопасности и за счет более строгого законодательства. Кремль, однако, увеличит расходы на некоторые социальные программы позднее в 2017 году в преддверии президентских выборов 2018 года.
Владимиру Путину в 2017 году предстоит борьба за власть. Фото пресс-службы Кремля
Поскольку власти становятся все более авторитарными, непременно будет происходить борьба за власть между силами безопасности, либеральными кругами, энергетическими компаниями и региональными органами власти в РФ. Владимир Путин попытается обуздать власть своих потенциальных соперников, в частности, главы "Роснефти" Игоря Сечина и его сторонников в Федеральной службе безопасности, с помощью различных институциональных преобразований. Изменения, конечно, повлекут за собой периодические чистки и назначения сторонников Путина, конечной целью чего является консолидация власти у главы Кремля. Попытки Путина ухватиться за власть, однако, изолируют его, и в этой изоляции у него будет все меньше и меньше союзников.
Неустойчивость, как это часто бывает, будет досаждать в 2017 году и Центральной Азии. Так же, как и их основные отличительные черты – слабая экономика, постоянная угроза нападений боевиков и неопределенные политические переходы, включая замену давнего узбекского лидера Ислама Каримова, который умер в сентябре, надвигающуюся смену руководства в Казахстане, а также президентские выборы в Кыргызстане. Власти стран Центральной Азии будут справляться с нестабильностью путем централизации власти и ужесточения мер в отношении угроз безопасности. Это привлечет более активное участие по вопросам безопасности со стороны России и Китая, которые будут конкурировать и сотрудничать друг с другом, в зависимости от ситуации.
В Казахстане вопросы преемственности власти и экономической стагнации в 2017 году будут вынуждать элиту совершать некоторые поступки для демонстрации силы, особенно в энергетическом и финансовом секторах. Но такие действия будут создавать проблемы для плана правительства по преемственности.
Читайте также: Путин может сорваться с цепи, но Украину разваливают и без него - боец АТО
В Узбекистане, несмотря на все усилия оставаться стратегически нейтральным, властям придется пойти на сотрудничество с Россией в области энергетики и в военно-политических вопросах. Кыргызстан и Таджикистан, вероятно, активизируют сотрудничество в области безопасности с Китаем.