Дипломатические переговоры, направленные на урегулирование нагорно-карабахского конфликта, продолжаются в лихорадочном темпе, но не дают особой надежды на прогресс. На встрече 16 мая в Вене, при посредничестве ОБСЕ и представителей России, США и Франции, президенты Армении и Азербайджана вновь подтвердили приверженность своих стран соблюдению режима тишины в регионе и мирному урегулированию. 17 и 18 мая, однако, продолжили сыпаться сообщения о свежих нарушениях режима прекращения огня и жертвах с обеих сторон. Разница между происходящим в Нагорном Карабахе и миролюбивыми заявлениями показала трудности, мешающие прочному урегулированию конфликта. Проблемы Нагорного Карабаха также похожи на конфликт в другой части бывшего советского пространства – на востоке Украины.
Частная разведывательно-аналитическая компания США Stratfor рассказала о схожести конфликтов в Украине и Нагорном Карабахе и о том, когда они прекратятся. Отчет частной разведки есть в распоряжении ONLINE.UA.
Причины украинского и нагорно-карабахского конфликтов можно отследить со времени распада Советского Союза. Спор в Нагорном Карабахе возник, когда реформаторская политика, которую начал советский лидер Михаил Горбачев в конце 1980-х годов, дала людям право собираться и высказывать свою точку зрения так, как им раньше не позволяли. Армяне хотели присоединить Нагорный Карабах, тогда находящийся пою юрисдикцией советской республики Азербайджана, но населенный большим количеством этнических армян. Правительство в Баку отвергло эти призывы, и без вмешательства со стороны Москвы, конфликт привел к военному столкновению. Армения, в конечном счете, вырвала контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему территориями у Азербайджана. Тем не менее, несмотря на соглашение о прекращении огня, подписанное в 1994 году, приграничные стычки продолжаются.
Украине потребовалось немного больше времени для того, чтобы испытать военную агрессию. После распада Советского Союза независимая Украина колебалась между Россией и Западом. Разногласия между пророссийским востоком страны (напомним, война идет не на всем востоке, а на Донбассе, - ред.) и проевропейским западом достигли критической стадии в виде Евромайдана 2013-14 гг., который привел к свержению пророссийского президента Виктора Януковича, сменившегося твердо прозападным правительством в Киеве. Россия впоследствии аннексировала Крым, а сепаратисты в восточных районах Донбасса "восстали" (при поддержке, а после - и при прямом военном вторжении, - ред.), провоцируя полномасштабный конфликт.
Кроме того, Донбасс и Нагорный Карабах схожи интенсивными процессами посредничества с участием России и Запада. Поскольку оба конфликта происходят на оспариваемой территории - в Восточной Европе в случае Украины и на Кавказе в случае Нагорного Карабаха - как Россия, так и Запад заинтересованы в их завершении исхода с учетом собственных интересов. Однако Запад разделен в своих взглядах - некоторые страны, такие как США и Польша, более воинственны по отношению к России, чем другие, такие как Германия и Франция. Тем не менее, Москва и Запад - решительно противоборствующие стороны, что чрезвычайно усложняет весь процесс.
Именно поэтому решение каждого из конфликтов оказалось столь труднодостижимым. Кроме местных раздоров и агрессии, существует также большая конкуренция между сильными игроками, которые влияют на противоборствующие стороны. Дипломатические переговоры не гарантируют разрешения этих конфликтов. Это даже в интересах некоторых стран, в частности России, - показать себя ярой приверженкой разрешения конфликтов, даже выступая в качестве серьезного посредника между всеми сторонами – одновременно заботясь о том, чтобы оба противостояния оставались "управляемыми".
Всегда существует потенциал для достижения компромисса между различными сторонами в конфликтах, но продвижение по политическим вопросам должно совпадать с реализацией основных элементов безопасности. На данный момент устойчивого соблюдения режима прекращения огня, которое много раз было согласовано лидерами Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе и украинскими силами безопасности и боевиками на востоке Украины, не произошло. Пока этого не произойдет, конфликты будут продолжаться, независимо от того, сколько встреч или дипломатических саммитов на высшем уровне будут снова и снова подтверждать свои серьезные намерения.