Каким должен быть новый глава Национального банка Украины? Выгодна ли Украине ситуация, когда более половины банковских активов принадлежит государству? Когда можно ждать либерализации правил по операциям с валютой?
ONLINE.UA получил ответы на эти вопросы у Богдана Данилишина, главы Совета Национального банка Украины, министра финансов Украины в 2007-2010 годах.
- В чем причина отставки Валерии Гонтаревой?
- Валерия Алексеевна достаточно подробно озвучивала причины, побудившие ее к заявлению об отставке. Мне к этому добавить нечего. Кстати, заявление о возможной отставке является обычным событием для любой демократической страны. В этом нет ничего особенного и экстраординарного.
Могу только сказать, что, как председатель Совета Национального банка Украины, я был доволен сотрудничеством с высокопрофессиональным лидером НБУ. Ведь в непростых дискуссиях о формах и методах реализации монетарной политики в Украины нам всегда удавалось найти компромисс, отвечающий требованиям времени и мировым тенденциям развития центробанков.
Верю, что реформированный Национальный банк Украины будет успешно работать и в будущем. Одним из инструментов стабильной деятельности НБУ является Совет Национального банка, который системно работает и выполняет возложенные на него Конституцией и Законами Украины обязательства. При этом эффективно работает достаточно профессиональное Правление, и вся команда Национального банка Украины.
Читайте также: Без инвестиций Украина похожа на барона Мюнхгаузена – Сергей Фурса
- Кто вам кажется наиболее подходящим кандидатом на должность главы НБУ?
- Я неоднократно заявлял, что главой НБУ должен стать именно макроэкономист. На этой должности нужно разбираться в закономерностях функционирования национальной экономики, глубоко понимать такие общие процессы и явления как инфляция, безработица, бюджетный дефицит, экономический рост, государственное регулирование. Не менее важно, чтобы новый претендент смог наладить сотрудничество с правительством и всеми ветвями власти для поддержания темпов экономического роста без риска для поддержании ценовой стабильности. Также руководитель НБУ должен сформировать профессиональную команду из специалистов в сфере банковской деятельности, которые знают специфику, формы и методы работы Центрального банка.
Я также надеюсь, что и в будущем правление и совет НБУ будут работать как одна команда над формированием конкурентной банковской среды и соответствующим типом денежно-кредитной политики, способными добиться устойчивых темпов экономического роста, стимулировать возрождение и укрепление роли национального капитала в воспроизводственных процессах.
- Как, по-вашему, нормальна ли ситуация, когда более половины банковских активов в стране принадлежит государству? Возможна ли в будущем продажа или разделение "ПриватБанка" или "Ощадбанка"?
- Мы в Совете НБУ заявляли и даже приняли соответствующее решение о том, что пришло время переделать стратегию развития государственных банков. Прошлая ее редакция устарела, она требует изменений.
Государственный сектор в банковской системе сейчас является чрезмерно большим. Доля государственных банков после национализации крупнейшего банка страны "ПриватБанка" составила 52% по объему активов. Для иллюстрации скажу, что 60% депозитов населения размещены в четырех государственных банках. По нашему мнению, новая стратегия реформирования государственных банков должна быть направлена на: 1) преобразование государственных банков в экономически самостоятельные финансовые учреждения, которые не требуют бюджетной поддержки в среднесрочной перспективе; 2) развитие корпоративного управления государственных банков, минимизацию конфликта интересов между их менеджментом и представителями собственника - государства; 3) невозможность коррупции в госбанках; 4) стимулирование здоровой конкуренции между государственными и частными банками с целью соблюдения антимонопольного законодательства. С другой стороны, необходимо учесть и мировой опыт функционирования государственных банков. Они должны стать драйверами структурных изменений в поддержке высокотехнологичных производств и инфраструктурных проектов, развития малого и среднего бизнеса, развития человеческого потенциала.
Читайте также: Хватит ходить по кругу, или Что делать преемнику Гонтаревой
Мы поддерживаем намерение НБУ снизить долю государства в банковском секторе с текущих 50% до 30% через пять лет.
Сейчас Министерство финансов и НБУ разрабатывают эффективную стратегию по ликвидации монополии государства в банковском секторе. Надеюсь, что такая стратегия появится в течение ближайших одного-двух месяцев. Мы в Совете НБУ обязательно будем настаивать на обсуждении этого документа с банковским сообществом.
- Можно ли сказать, что Валерия Гонтарева "вычистила" рынок? Ликвидаций крупных банков больше не будет? Когда можно ждать возрождение доверия у населения к банковской системе?
- Бесспорно, я поддерживаю усилия руководства Национального банка в необходимости реформирования банковской системы и ее модернизации. Украина нуждается в прозрачной, устойчивой, с определенными целями и результатами работы банковской системы, которая является одним из ключевых элементов конкурентоспособной, открытой и национально-ориентированной экономической системы.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что пройдено более половины пути. Многие из запущенных проблем, которые мешали эффективному развитию банковской системы, решены. Именно сейчас создается основа для функционирования капитализированного и ликвидного сектора, способного эффективно выполнять функции финансового посредничества.
Важная задача сейчас – кардинально улучшить банковский и макропруденциальный надзор. Это своеобразный залог для предотвращения будущей потребности в новой "банковской чистке". Необходимо устранить недостатки в функционировании института кураторов, причем как на стадии выявления проблем отдельных банков, так и во время мониторинга их операций. Вижу потребность в совершенствовании процедур оздоровления проблемных банков. Нужно применять не только механизм их банкротства, но и более продуктивные способны: продажи, поглощения, объединения, присоединения.
Все это вместе будет способствовать восстановлению доверия к банкам.
- Контролируя "Приват", НБУ может позволить себе снизить учетную ставку и сделать менее жесткими условия по операциям с валютой для населения и юрлиц. Когда можно ждать либерализации правил по операциям с валютой?
- Изменение валютного законодательства и валютного регулирования - вопрос болезненный, в том числе из-за длительного сохранения административных ограничений. Однако с учетом фактических валютных дефицитов и зависимости от внешних заимствований, нельзя требовать их огульной отмены. Нужны осмотрительные шаги. Даже МВФ сегодня понимает сложность этого вопроса и не настаивает, как прежде, на немедленной отмене всех существующих запретов.
В 2016-2017 году НБУ постепенно ослаблял валютные ограничения, временно введенные в 2014-2015 годах. Например, в апреле 2017-го, опираясь на благоприятную конъюнктуру на внешних рынках, НБУ снизил требование к обязательной продажи поступлений в Украину в иностранной валюте с 65% до 50%, повысил лимит на продажу наличной иностранной населению с 12 тыс. грн. в эквиваленте одному лицу в день до сумму до 150 тыс.грн., а также позволил репатриацию дивидендов, начисленных за 2016 год.
Дальнейшие шаги возможны при условии снижения рисков, наличии благоприятных предпосылок на денежно-кредитном и валютном рынках и в украинской экономике в целом.
Беседовал Ярослав Гребенюк